Основные методические приемы и правила

Бухгалтерский учет, как и любая другая наука, разрабатывает собственные способы и приемы для понимания содержания предмета. Задачи бухгалтерского учета достигаются посредством
использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета включает отдельные элементы, главными из которых являются нижеперечисленные.

Законом № 402-ФЗ ст. 9 установлено, что «каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни».

Процесс отражения совершаемых экономическим субъектом хозяйственных операций в первичных документах называется документированием хозяйственных операций. Документ – это письменное свидетельство действительного совершения хозяйственной операции или о праве на её осуществление, оформленное в установленном порядке.

Комплект документов, обеспечивающий сплошное и непрерывное отражение фактов хозяйственной деятельности предприятия, называется документацией.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

Инвентаризация – это проверка фактического наличия и состояния тех или иных объектов бухгалтерского наблюдения путем подсчета, взвешивания, осмотра, обмера, взаимной сверки, оценки выявленных средств и сравнение данных, выявленных в ходе проверки, с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация является методическим приемом фактического контроля при проведении ревизии, аудита и др.

Законом № 402-ФЗ ст. 10 установлено, что «Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета».

Счета бухгалтерского учета – это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за активами организации и хозяйственными операциями, обязательствами по качественно однородным признакам, обусловленным приемом двойной записи.

Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н утверждены План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению.

Двойная запись – это способ отражения каждой операции по дебету одного и кредиту другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.

Взаимосвязь между счетами, возникающая в результате отражения на них хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов, а счета корреспондирующими. Запись операций на корреспондирующих счетах называется бухгалтерской проводкой (бухгалтерской записью, счетной записью).

Согласно ст. 12 Закона № 402-ФЗ объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению. Денежная оценка – это способ стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, процесс определения денежных сумм, в размере которых должны быть признаны и отражены в финансовых отчетах активы, обязательства, доходы, расходы.

Методы оценки данных элементов финансовой отчетности приведены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одним из методов оценки является фактическая стоимость (себестоимость), которая определяется с помощью калькуляции.

Калькуляция – способ группировки затрат их обобщения и определение стоимости произведенной и реализуемой продукции, приобретенных ценностей.

Балансовое обобщение – способ бухгалтерского отражения и группировки хозяйственных средств (по видам и размещению) и их источников (по целевому назначению и способу формирования) на определенную дату в денежном выражении.

Отчетность – совокупность показателей учета, отражающих финансовое и имущественное положение предприятия за период, информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)