Основные концепции сущности общества

Назовем несколько основных концепций, раскрывающих сущность общества как явления.

Интересно
«Органическая школа» (Г.Спенсер и др.). Сторонники этого подхода сравнивали человеческое общество с организмом, живущим и развивающимся по аналогии с биологической системой.

Им представлялось, что в обществе, как в организме, каждый элемент выполняет свою определенную функцию.

Например, торговля подобна кровеносной системе, доставляющей питательные вещества, а деятельность правительства подобна работе мозга и т.п.

Теории функционализма и структурного функционализма. Это была попытка представить общество как сложную систему, где каждый из ее элементов и структур выполняет определенную функцию в общей системе.

К данному направлению может быть отнесена «теория социальных фактов» Э.Дюркгейма. Дюркгейм понимал общество как нечто большее, чем простую совокупность индивидов, а потому обществом, по нему, управляют не индивиды и их желания, а такие явления как «социальные факты».

По нему, индивиды в обществе подчиняются социальным фактам, их жизнь и общественная деятельность определяются не столько личностными желаниями и потребностями, сколько детерминирующим влиянием «социальных фактов».

«Социальные факты» бывают разного уровня, но они все оказывают прямое или опосредованное влияние на личности, группы, в целом на общество.

Так, например, плотность населения – это социальный факт. Он может вызвать недостаток продуктов и даже приводить к войне и т.д.

Есть духовные социальные факты – коллективные представления, которые составляют в совокупности общественное сознание. Таковыми являются религия, искусство, ментальность нации, обряды, нравственные нормы и т.д.

Хотя их создателем был «собирательный человек», на каком-то этапе они, становясь элементами коллективного, массового сознания, начинают жить своей жизнью, оказывая влияние на жизнь людей.

По Дюркгейму, они властвует над индивидом, заполняя его сознание и представления о жизни, т.е. социальные факты обладают по отношению к индивидууму нормативнопринудительной силой воздействия.

Направление, которое заложил Дюркгейм, получило название «функционализма», ибо рассматривает общество, как систему, где каждая часть выполняет ту или иную функцию, направленную на сохранение целого, и одновременно детерминирует поведение индивидов.

Позже идеи «функционализма» получили развитие у американца Т.Парсонса в рамках теорий «структурного функционализма», рассматривающих общество как систему, состоящую дополнительно из подсистем.

Главный элемент – это взаимозависимость, предсказуемость всех элементов системы и их необходимость. Все это обеспечивает «социальный порядок», когда каждый из элементов отвечает за определенное направление работы, взаимозависим и дополняет функции других элементов системы.

Именно в обществе как в системе люди действуют социально, ибо знают, что можно ожидать друг от друга.

Наряду с «системой», важнейшим понятием «социального порядка» у Т.Парсонса является «социальная структура». Структура общества рисуется как система, состоящая из подсистем, имеющих свои «входы и выходы», а каждая ее часть выполняет свои функции.

Так, в рамках структурного функционализма, политическая система общества (в теории Д.Истона) окружена биологической, физической, географической, психологической и другими средами и взаимодействует с ними.

Теория социального взаимодействия индивидов. П. Сорокин также отражает вышеописанный функциональный подход к пониманию общества, но строит свою теорию на социальном взаимодействии индивидов. Из этого взаимодействия вырастает и иерархическая структура общества.

Общество всегда характеризуется социальным неравенством и наличием элит, которые господствуют над массами.

Общество – это комплекс разноуровневых групп, наций, классов, где каждый занимает свое место и играет свою социальную роль. Но при всем различии социальных ролей, общество без социального взаимодействия невозможно – оно первично.

Конфликтологические теории общества. Наиболее известная – марксистская. Она строится на разделении общества на классы, где классы ведут постоянную борьбу друг с другом.

Классовый конфликт возникает везде, где существуют противоположные классы (за исключением первобытного общества).

По марксизму, чтобы построить бесклассовое общество, нужно через социальную революцию кардинально изменить социальную систему, закрепив новое состояние общества, где не будет почвы для прежнего основного социального конфликта.

Следует учитывать, что конфликтологическое направление раскрывается не только через марксистский подход, но присутствует и в современных западных теориях, которые исходят из широкого (не только классового) понимания конфликта и его извечности (например, теории Р.Дарендорфа). Конфликт можно урегулировать, но нельзя отменить.

Синергетическая концепция. Синергетика – новая междисциплинарная наука о способности к самоорганизации любой системы, в том числе и социальной.

Интересно
Синергизм – это совместное, сложное, нелинейное действие каких-либо структур, органов, факторов или систем, которые под влиянием случайных факторов могут менять свою направленность и развитие.

Авторами теории были бельгийский физик русского происхождения Илья Романович Пригожин и немецкий физик Г.Хакен.

В соответствии с их теорией, общество, как и природу, следует рассматривать как сложную синергетическую систему, которая может нести элементы хаоса и гибели, а следовательно, на каких-то этапах развития системы ее направленность непредсказуема.

В соответствии с их теорией, общество – это динамическая система, так как находится в постоянном развитии и движении, меняет свои черты и признаки. Динамические системы могут быть линейными и нелинейными.

Интересно
Нелинейность системы означает множественность путей ее эволюции. Это означает, что развитие общества не является кем-то или чем-то специально направляемым (т.е. развитие невозможно в абсолютном смысле направлять и контролировать) и оно может определяться случайными факторами.

Мы знаем, что в линейных системах всегда срабатывает фактор маятника (отклонение обязательно приводит к его возвращению), а следовательно, можно просчитать и предусмотреть шаги. С точки зрения синергетического подхода, общество, если его брать в рамках нескольких десятилетий и столетий, – это нелинейная система и фактор маятника может не сработать.

Открытость – важнейшая черта любой динамической системы, в том числе социальной, благодаря чему любая такая система находится в постоянном изменении.

Неравновесность системы (вместо уравновешенной) – наличие в ней двух и более противоположных начал: стремление к объединению и одновременно к хаосу, когда человек не может знать, какой из факторов перевесит.

В любой системе происходят постоянные изменения – флуктуации. Но в соответствии с этим подходом, масштабные, долгосрочные пути развития чего-либо заранее не определены, и развитие может пойти в силу случайных факторов непредвиденным путем, меняя суть прежней системы.

Такой критический момент в развитии системы авторы теории назвали точкой бифуркации, когда в силу случайного фактора система оказывается на распутице (в каком направлении развиваться).

В зоне бифуркации система может стать более хаотичной или полностью разрушиться и исчезнуть, а может возникнуть новая упорядоченная структура.

Возникновение точки бифуркации условно можно показать на примере реки, которая неожиданно меняет направленность течения при случайном факторе (например, землетрясении, которое перегораживает движение реки и заставляет прежнюю систему полностью перестроиться).

В результате неожиданной перестройки, могут образоваться несколько рек, которые будут течь в разных направлениях и даже впадать в разные моря или теряться в пустынях и песках, не только по-разному называться, но иметь разные химические и физические составы рек (хотя в этих примерах не удается избежать линейного характера развития событий после землетрясения).

Случайность играет решающую роль в развитии таких систем. В историческом и социальном развитии такими критическими точками были, видимо, крупные революции, которые меняли направленность развития отдельных стран и даже всего мира, последствия которых невозможно было предугадать людям, в них участвовавшим.

В соответствии с этим подходам, многим сложным системам (а общество является такой системой) невозможно навязывать пути их развития, можно лишь стремиться угадать их направленность на определенном отрезке развития.

Синергетика формирует представления о многовариантности путей развития, которые изначально не заложены в систему.

А, следовательно, можно влиять на развитие таких сложных систем лишь до того, пока они не достигли кризисных, критических состояний, пока они не прошли точки бифуркации.

Возможны два противоположных начала – «порядок» и «хаос» – и какое направление станет преобладающим, определяется критическими состояниями системы, точками бифуркации.

Интересно
Неустойчивость системы, по мнению Пригожина, не следует определять как негативный фактор, ибо именно неустойчивость может стать основой будущего динамического развития. Там, где постоянная устойчивость, там развития не возникает. Возникновение нового всегда связано с нестабильностью и случайностью.

Синергетический подход – это понимание общества как сложной социальной системы, развитие которой заранее не предопределено, присутствуют элементы случайности и непредсказуемости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)