Основные исторические этапы становления военной прокуратуры

Несколько слов об этапах становления военной прокуратуры и ее развития в период Российской империи, советский и современный периоды. Первый этап становления военной прокуратуры связан с созданием при Петре I регулярной армии по образцу армий европейских государств.

В свою очередь, это потребовало разработку собственно российских форм и методов внутренней организации деятельности формируемых вооруженных сил. В результате в 1711 г. в российской армии и на флоте была учреждена должность аудитора. Между тем аудитор не обладал какими-либо надзорными функциями. Должность аудитора была более всего представительская, наблюдательная и консультационная.

Интересно
В частности, он должен был знать военно-судебные законы и в случае необходимости давать разъяснения по организации деятельности вооруженных сил, присутствовать в судебных заседаниях, наблюдать за соблюдением формы судопроизводства, а также выполнять роль наблюдателя и записывать все происходящее в судебном заседании. Аудиторам не были предоставлены надзорно-властные функции, поскольку они полностью подчинялись власти военного руководства.

В свою очередь, военное командование имело довольно широкие полномочия: было вправе уголовно преследовать военнослужащих, формировало суд из числа офицеров, назначало ревизии и утверждало приговоры, вынесенные военным судом. Таким образом, введение в вооруженные силы института аудиторов себя не оправдало. Так продолжалось до вступления на престол императора Александра II, с именем которого связано проведение судебной реформы 1864 г., и появления общих и военных судов.

Очередным шагом к созданию института военной прокуратуры послужило утверждение Александром II Военно-судебного устава (15 мая 1867 г.), в котором были обозначены и органы военной юстиции, независимые от общих органов юстиции.

Военные прокуроры входили в состав военных судов и подчинялись Главному военному прокурору, а не министру юстиции – Генералпрокурору. Таким образом было положено начало формированию принципа централизации, то есть все чины прокурорского надзора были подчинены вышестоящим прокурорам. В этот же период были определены требования к занятию должности военного прокурора.

Кандидат на должность должен был удовлетворять следующим требованиям:

  • служба в офицерском чине;
  • офицерский стаж службы не менее двух лет на должностях ротного, эскадронного командира, старшего офицера и годичная стажировка при главном военно-судебном управлении.

Таким образом, должности военного прокурора и помощников военного прокурора замещались «исключительно военными чинами из лиц, получивших военно-юридическое образование в единственной на тот период в Александровской военно-юридической академии. Как уже указывалось в параграфе «Основные исторические этапы становления Российской прокуратуры» данного учебного пособия, в числе первых декретов советского государства был Декрет о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. Прокуратура Российской империи и Временного правительства, прошедшая 195-летний путь своего становления и развития как государственный институт была упразднена, без замены ее новой советской прокуратурой.

И только к 1922 году к руководителям первого пролетарского государства пришло понимание важности и необходимости такого надзорного органа. 28 мая 1922 г., спустя пять лет после Октябрьской революции, было принято Положение о прокурорском надзоре РСФСР, согласно которому органы военной прокуратуры уже не представляли собой самостоятельного государственного органа.

Руководил военной прокуратурой Прокурор Республики, который являлся одновременно Народным комиссаром юстиции. При Прокуроре стояли его помощники, один из которых выполнял прокурорские обязанности при Верховном трибунале ВЦИК. Именно он непосредственно руководил работой нижестоящих военных прокуроров.

Следственный аппарат организационно входил в состав революционных военных трибуналов. Тем не менее, основные принципы деятельности органов прокуратуры Российской империи, в том числе и военной, такие как централизация и единоначалие в органах прокурорского надзора, строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, независимость органов военной прокуратуры от военного командования, были восприняты Положением о прокурорском надзоре РСФСР, что можно считать, на взгляд автора учебного пособия, связующей нитью между различными этапами и стадиями исторического развития прокурорской теории и практики.

Дальнейшее развитие военной прокуратуры получило свое продолжение с принятием 20 августа 1926 г. Первого Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре СССР, в котором устанавливались задачи, стоящие перед военной прокуратурой, и организация их деятельности. Буквально через три года, 24 июля 1929 г., было принято Положение о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР, также затрагивающее деятельность органов военной прокуратуры по организации ее руководства.

В частности, в нем устанавливалось, что Прокурор Верховного Суда СССР руководит деятельностью органов военной прокуратуры через своего старшего помощника по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда СССР.

Полная самостоятельность органов прокуратуры СССР, в том числе и военной, наступила с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР 20 июня 1933 г. об учреждении Прокуратуры СССР. Тем самым, был завершен процесс централизации прокуратуры и обособления ее от судебных органов. Что же касается военной прокуратуры, то она вошла в состав прокуратуры СССР и стала ее особым структурным подразделением.

В частности, в составе прокуратуры СССР была образована Главная военная прокуратура (ГВП) на правах управления. Главный военный прокурор являлся старшим помощником, а впоследствии заместителем прокурора Союза ССР. Такое положение сохранилось и с принятием ныне действующего Закона о прокуратуре РФ в 1992 году, который вобрал в себя накопленный опыт исторического развития и совершенствования деятельности органов прокуратуры России, в том числе и военной.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)