Основные философии в спорте

Задачами философии на протяжении всей истории существования человечества является поиск ответов на изучение фундаментальных вопросов о законах развития мира и общества (социума), изучение процесса по- знания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

Поиском ответов на данные вопросы занимались: Платон (427–347 до н.э.), Сократ (469–399 гг. до н.э.) Аристотель (384 до н. э.). С течением времени в самой философии стали развиваться различные направления: жизненная философия, социальная, политическая и т. д.

Свое направление в развитии получила и философия в области спорта. Философия в спорте является необходимым условием в воспитании и поведении всех участников данного направления. Целью данного исследования является анализ такого явления как философия в спорте.

Как отдельная научная дисциплина философия спорта начинает развиваться в 20-е годы прошлого века. В.И. Столяровым утверждается, что философия спорта является активно развивающимся исследовательским направлением, которое уделяет отдельное внимание развитию олимпийского движения.

У. Морганом утверждается, что развитие философии спорта стало возможным благодаря отделению самого спорта от процесса физического воспитания для решения вполне конкретных задач спортивного совершенствования («Быстрее», «Выше», «Сильнее»), что в свою очередь может служить для удовлетворения своих амбиций (социальных, материальных и т. д.).

А. Эдгар утверждает, что спорт можно рассматривать как «философ- скую или моральную лабораторию», в рамках которой становится видна моральная реакция спортсменов на случайность или насилие. Также, по мнению А. Эдгара, свод правил конкретного вида спорта дает спортсмену возможность выбора – обмануть противника и стать ближе к победе или следовать установленным требованиям.

Поскольку в мире существует большое количество различных видов спорта, будет логично полагать, что у каждого из них есть свое понимание о философии в спорте, о том, какие качества необходимо развивать у занимающихся.

Так, например Лиувен Патрик в своей книге «Философия футбола» утверждает, что:

  1. футбол – на первом месте;
  2. технические и тактические способности футболиста важнее физических;
  3.  улучшение командной тактики и устранение ошибок должны быть целью ваших тренировочных занятий;
  4. оценивать качество занятия по его окончании. Также автором утверждается, что независимо от возраста занимающихся, руководство коллектива спортсменов должно придерживаться единых правил построения тренировочного процесса и они должны оставаться неизменными.

Г.Н. Германовым утверждается, что легкая атлетика, как вид двига- тельной активности, так и вид спорта предоставляет большие возможно- сти для воспитания социально значимых качеств личности, в том числе самоотверженности, трудолюбия, достоинства, чести, долга, уважения, верности.

Занятия легкой атлетикой способствуют развитию смелости, настойчивости, решительности. Они формируют характер, закаляют волю, приучают не бояться трудностей. По своей направленности школьная легкая атлетика наиболее близка к спорту, так как упражнения обычно выполняются на результат. При правильной организации занятий и эффективной методике обучения на их основе можно добиться высокой степени тренированности организма, должной адаптации к большим двигательным напряжениям, совершенного владения телом.

Многие из легкоатлетических упражнений или, по крайней мере, их отдельные элементы входят в содержание подготовки в большинстве видов современного спорта.

Свою философию имею также и представители восточного направления физического воспитания. Так, например, в своем арсенале приемов дзюдо использует принцип «поддаться, чтобы победить!».

Дзигоро Кано – основатель традиционной школы дзюдо был убежден, что данный вид борьбы необходим не только для физического воспитания, но и должен стать средством образования молодежи, которая развивала бы их личность. Впоследствии идеи Дзигоро Каноствли неотъемлемой частью физического воспитания на основе принципа, названного «Принципом трёх культур».

Это подразумевает сбалансированный подход к обучению на основе умственного (интеллектуального), духовного (нравственно-этического) и физического развития. Кано придавал основополагающее значение гармонии этих трёх элементов и отрицал любую форму образования, в которой не было бы такой гармонии.

Заключение. Проведенный анализ научно-методической литературы показал, что философия:

  1. наука о законах развития мира и общества (социума), изучение процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей;
  2. применительно к спорту философия выступает как система ценностей и правил, формирующая морально – нравственный, поведенческий и духовный облик занимающихся, посредством двигательной активности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)