Основной предмет этнопедагогики

Этнопедагогика — это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Она анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия педагогики с культурными традициями народа, исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспитания.

Поэтому основной предмет познания этнопедагогики — воспитательный процесс.

Проблемы воспитания становятся предметом активных дискуссий в кругах научной общественности. Представление феноменологической сущности воспитания как сложного общественного явления в реальной социальной и педагогической действительности ориентирует на четкое осмысление содержания воспитания.

Этнопедагогика отражает феноменологическое существование воспитания в реальной действительности и исследует воспитательный процесс как:

  • форму человеческих, межличностных отношений (воспитательные отношения) в этнокультурном окружении;
  • этнические нормативно-поведенческие механизмы передачи культуры этноса подрастающему поколению;
  • особый вид деятельности (воспитательная деятельность);
  • функцию взаимодействия людей в различных условиях социализации: в обучении, творчестве и т.п.;
  • этносоциальный институт (система воспитания в культуре конкретного этноса)

В концентрированной форме содержание воспитания (этносоциализация) выражается в виде системы целей. Цель — это образ желаемого, представление о некотором идеальном результате. Цель воспитания — воспитанный человек, носитель определенной системы нравственных этнических ценностей.

В структуре воспитательного процесса цели выполняют функцию закона, а этносоциализация выступает как явление действительности. Цель этносоциализации конкретизируется через содержание воспитательной деятельности; через организацию воспитательной деятельности и отражает результативность воспитательной деятельности.

Результаты воспитательной деятельности сопоставляются с частными, промежуточными целями, а также и с конечной целью — образом идеального. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой воспитательного процесса.

Воспитательный процесс предстает как путь отбора особых форм и методов общения, взаимодействия, ситуаций межличностных отношений, в результате которого реализуется прогностическая функция, достигается образ желаемого и формируется особая совокупность ценностей.

Воспитание в этнопедагогике соотносится с образом жизни, мировоззрением, оно культуросообразно по сущности и духовно по направленности. Именно поэтому этнопедагогика становится все более востребованной и как перспективное научное направление. Этнопедагогика обращена прежде всего к сущностным аспектам педагогической деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)