Определение современного этноса

Одно из немногих отличий современного определения от названых состоит в отсутствии в качестве признака этноса языка, что не совсем логично, так как язык относится к числу наиболее устойчивых признаков этнической общности.

Приведенное определение плохо вписывается в общую логику этой монографии, претендующей на кардинальный пересмотр и предмета этнологии, и ее методологии.

Перечисленные характеристики этноса точно характеризуют ранние исторические моноэтничные образования — племена и неточно отражают специфику более сложных этнических и национальных образований, особенно современных, но не говорят о причинной обусловленности различий между этносами, этническими группами.

Более того, указанные характеристики слабо выявляют специфику собственно этнической общности и вполне применимы к описанию общностей, построенных на совершенно иных основаниях.

Современный этнолог Е. М. Колпаков остроумно отметил, что подобные характеристики применимы, например, к советскому партийно – государственному аппарату, которая обладала определенной территорией функционала, имела общие традиции и обычаи, правила поведения, чувство единства, общности и говорила на своем «номенклатурном» языке.

Кстати, указанное определение, как мы увидим позже, можно в известной степени применить и к молодежной субкультуре 60-х гг. XX в.

На эту проблему можно посмотреть и с другой стороны: подобная универсальность описания признаков этнической общности может быть интерпретирована как проявление универсальности и первичности самой этой общности, в наибольшей степени соответствующей природе человека, его изначальной «вписанности» в природный и социальный мир.

Сказанное не является основанием для обвинений отечественной этнологической науки в методологической несостоятельности, оно лишь отражает объективно сложившийся уровень знаний об этносе, в понимание которого и зарубежная наука не внесла ясности.

Более того, в отличие от отечественной этнологии в зарубежной этнологической науке понятие «этнос», как мы уже отмечали, не приобрело статуса центральной категории, а в качестве широко дискутируемых и доминирующих понятий выдвинулись генетически связанные с этносом понятия «этничность», «нация», «национализм».

Интересно
Подчеркнем еще раз, что, возможно, главная причина сложности в дефиниции понятия «этнос» — она не может быть достигнута в рамках и методами одной лишь этнологической науки, но должна быть предметом междисциплинарного комплексного изучения.

В рамках отечественной теории этноса были получены значимые ответы на ряд вопросов, касающихся, в частности, особенностей этнических процессов, соотношения антропогенеза и этногенеза, разработаны различные виды классификации этносов и многое другое, ставшее достоянием мировой науки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)