Основные варианты современного понимания нации

Таким образом, есть все основания говорить о двух основных вариантах современного понимания нации: этническом и гражданском. Этнический вариант — нация представляет собой разновидность этноса или исторический этап ею развития.

Она наделяется всеми признаками этноса, т.е. единством языка, сознания своего происхождения, культуры и т. д., но на более высоком уровне развития, приводящем к образованию государственности.

Но в этом случае трудно говорить, например, о единой французской, швейцарской или канадской нации, так как граждане этих стран различаются и по этническому происхождению, и по языку, и, соответственно, по культурным традициям.

Известный историк и этнолог Ю. И. Семенов предлагает в связи с этим использовать категории «субнация» и «супернация».

Так, в Великобритании англичане, шотландцы и валлийцы, три этнические общности, т.е. три нации, вместе составляют (как субнации) британскую нацию (супернацию).

Нечто похожее в Швейцарии и Франции. Причем если все граждане данной страны, имеющие разное этническое происхождение, считают эту страну своим отечеством, то мы имеем дело с единой нацией (супернацией).

Если же они отечеством считают только часть территории, на которой живут, то в стране несколько наций (субнаций). Образование супернации, или, по выражению Ю. И. Семенова, единого социора, признаваемого отечеством, не обязательно означает ассимиляцию, т.е. слияние разноэтничных групп.

Интересно
Пример — Франция, где бретонцы, баски и корсиканцы, не ассимилировавшись, сохраняя свою этническую, доставшуюся от предков культуру, традиции, язык, тем не менее входят в состав французской нации, признают Францию отечеством.

С этих позиций Ю. И. Семенов объясняет и причины распада СССР: сознательный, осуществляемый государством, процесс мононациезации (создания «единой нации — советского народа») проходил одновременно с нациезацией ряда этносов.

Тот факт, что второй процесс обогнал первый, и явился, по мнению Ю. И. Семенова, причиной распада казавшегося незыблемым Советского Союза и образования на его территории самостоятельных государств.

Здесь очень важно понять различие сущности и характера этнических и национальных процессов. Если этнические процессы, по мнению ученого, происходят стихийно, бессознательно, то национальные процессы, национальные движения представляют собой сознательное движение к определенной цели.

Если следовать «стадиальному» пониманию нации как «развившегося этноса», то российская «супернация» состоит из этнических образований разного уровня.

То, что, например, коренные малочисленные народы Крайнего Севера в некоторых случаях имеют относительную культурно – территориальную автономию (автономные округа — Чукотский, Корякский, Ненецкий и т.д.), несмотря на все усилия по нациезации, не делает их нациями в указанном смысле.

Так как речь идет о другом культурно – цивилизационном типе этнической общности, сохраняющей естественные, в рамках своего ландшафта, традиционные способы природопользования.

Нечто похожее происходит в Канаде, где часть коренного населения — инуиты (эскимосы) получила недавно территориальную автономию (новое административно – территориальное образование называется Нунавут, что в переводе с инуитского означает «наша земля»).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)