Осанка детей

Важная задача физического воспитания детей – формирование правильной осанки. При правильной осанке голова слегка приподнята, взгляд направлен вперед; плечи (надплечья) симметричны, слегка отведены назад; лопатки максимально приближены к позвоночнику и плотно прилегают к ребрам; позвоночник представляет стройную волнообразную линию, живот подтянут.

Неправильная осанка (наклон головы вперед, сутулость, крыловидные лопатки, сдвинутые вперед плечи, выпяченный живот) чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спину, живота.

Упражнения в основных движениях укрепляют мышцы туловища, способствуют воспитанию правильной осанки. Требования, предъявляемые к развитию основных движений дошкольников с точки зрения формирования правильной осанки, следующие.

Во время ходьбы дети должны не опускать голову, идти с развернутыми плечами. К обучению детей прыжкам надо подходить очень осторожно, обращая внимание не на овладение той или иной высотой или длиной, а на мягкое приземление. При упражнениях в лазанье надо следить за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо, чтобы кисти рук ставились не уже, чем на ширину плеч. Иначе лазанье может неблагоприятно повлиять на осанку.

Интересно
Упражнения в подлезании, перелезании, пролезании увеличивают подвижность позвоночника и укрепляют мышцы спины. Однако воспитатель должен помнить, что после этих упражнений обязательно надо дать такие, в которых дети могут активно выпрямить позвоночник (например, добежать до стоек, на которых повешены колокольчики, и, подпрыгнув, позвонить двумя руками).

При проведении упражнений в метании надо обращать внимание на правильных замах и позу. Это не только способствует развитию навыка метания, но и укрепляет мышцы плечевого пояса.

Для одинаковой нагрузки на все мышцы плечевого пояса упражнения метании надо обязательно выполнять и правой, и левой рукой.

Упражнения на растягивание мышц, связанные с резкими рывками или маховыми движениями (например, руки из исходного положения выпрямить в сторону – назад не плавно, а рывками; резко взмахивать ногой вперед – верх, стараясь достать носком ладонь руки, вытянутой вперед на уровне плеч), для дошкольников недопустимы, так как у них подвижность суставов еще слабо регулируется мышцами.

При выполнении подобных упражнений дети не могут сохранить правильное исходное положение, что отрицательно влияет на осанку.

Чтобы правильно подбирать физические упражнения для формирования осанки, воспитателю нужно владеть простейшей методикой обследования осанки детей. При осмотре обращать внимание:

  1. На линию боковых контуров шеи, плеч, так как форма и уровень состояния плеч при боковых искривлениях позвоночника несколько изменяются (опускается и несколько уплощается одно из плеч).
  2. На высоту и равномерность стояния углов лопаток (расстояние между углами лопаток можно измерить в сантиметрах).
  3. На линию остистых отростков позвоночника.

Данные таких осмотров, как и рекомендации медицинских работников, воспитатель должен обязательно учитывать в индивидуальной работе с детьми.

Надо обращать внимание на осанку детей не только на занятиях физкультурой, но и во всех повседневных видах их деятельности. Для этого следует использовать и словесные указания, и показ, и контроль за осанкой как со стороны воспитателя, так и со стороны самого ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)