Органы государственной власти

Органы государственной власти — это субъекты государственной власти, которые осуществляют конкретные государственно-властные полномочия, обеспечивающие реализацию функций государства, характеризуются определенным порядком создания и соответствующимпорядком деятельности.

Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами порядком. Решения органа государственной власти носят обязательный характер для участников правоотношений и в случае необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Интересно
В совокупности полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию (круг предметов ведения), подчеркивающую его самостоятельность как отдельного, но соподчиненного звена государства. Деятельность органов государственной власти осуществляется в установленных правовыми актами формах и методах.

Органы государственной власти не могут действовать изолированно друг от друга. Эффективно реализовывать функции государства им позволяет объединение в систему органов государственной власти.

Специфика России заключается в том, что она является федеративным государством с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между разными уровнями органов государственной власти.

Проблемное поле, связанное с формированием и функционированием системы органов государственной власти, подлежит анализу в двух аспектах.

В вертикальном — изучаются проблемы соподчинения федеральных и региональных органов власти, разграничения полномочий и предметов ведения (определение компетенции) между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ; функциональной комплементарности органов власти субъектов Федерации и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

В горизонтальном аспекте рассматриваются проблемы дифференциации объема полномочий, баланса ветвей власти; функциональной и демократической сообразности тех или иных органов на одном уровне государственной власти.

Единообразие системы органов государственной власти на региональном уровне призвана обеспечить ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливающая два требования к органам государственной власти субъектов РФ:

  • соответствие основам конституционного строя РФ;
  • соответствие общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

Такие принципы были установлены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», новая редакция которого была принята 4 июля 2003 г. (№ 95-ФЗ).

С одной стороны новый Федеральный закон урегулировал практику заключения договоров о разграничении полномочий, определив принципы заключения соответствующих соглашений и порядок утверждения договоров.

С другой стороны — установил необходимость соответствия конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации данному Федеральному закону, тем самым инициировав и санкционировав процесс приведения в соответствие федеральному законодательству законодательных норм субъектов РФ.

Активность федерального законодателя в последние годы, направленная на урегулирование проблем, связанных с разграничением полномочии и предметов ведения, установлением единых принципов организации государственной власти в регионах связана со сложной ситуацией в этой сфере на Юге России.

В отличие от других субъектов РФ, республики Северного Кавказа не обладают мощным экономическим потенциалом, что не позволяло им оказывать некорректное давление на «федеральный центр», – с целью расширить свои собственные полномочия, получить определенные политические преференции и финансовые льготы.

Однако особенность этнополитических процессов на Юге России в 90-е гг. прошлого века привела к возникновению острой потребности привести в соответствие основам конституционного строя целый ряд норм регионального законодательства.

Анализ конституционных и других законодательных норм, установленных до принятия нового Федерального закона субъектами РФ, находящимися в пределах ЮФО, показывает, что имели место следующие политико-правовые коллизии, прямо угрожавшие целостности России, основам ее конституционного строя:

  • провозглашение практически всеми республиками собственного суверенитета, трактуемого непозволительно расширительно с нарушением равноправия субъектов РФ в их отношениях с РФ и между собой (ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ);
  • изъятие у федеральных исполнительных органов власти части полномочий, касающихся кадровой и исполнительно-распорядительной политики;
  • нарушения в реализации функций судебной власти, единство которой установлено Федеральным конституционным законом.

Все эти обстоятельства потребовали от федерального законодателя скорейшего закрепления и совершенствования принципов организации региональных органов власти и распределения полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Работа по реализации данных принципов потребовала принятия обновленных редакций Основных Законов в большинстве субъектов РФ, находящихся в пределах ЮФО. В тоже время, работа окружной комиссии по подготовке предложений о путях реформирования отношений федерализма позволила убедить субъекты Федерации, заключившие договоры о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральным центром, расторгнуть эти договоры и пользоваться положениями нового Федерального закона.

Знаковым для региональной политической жизни стало изменение российского выборного законодательства. Так, переход к смешанной системе формирования региональных парламентов должен способствовать укреплению демократических основ российской государственности, единой партийно-политической системы, стабилизации общественно-политической ситуации на Юге России.

Рассмотрим региональные особенности функционирования системы органов государственной власти в субъектах РФ, расположенных в пределах ЮФО.

Республика Адыгея. Государственную власть в Республике Адыгея осуществляет Президент Республики Адыгея как глава государства и глава исполнительной власти.

Интересно
Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея является высшим органом представительной и законодательной власти (включает две палаты: Совет Представителей и Совет Республики), Кабинет Министров Республики Адыгея — органом исполнительной власти, суды Республики Адыгея — органами судебной власти.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют в пределах своих полномочий самостоятельно, взаимодействуя друг с другом. Государственная власть да местах в Республике Адыгея действует в районах и городах республиканского значения.

Республика Дагестан. Согласно Конституции, Республика Дагестан является суверенным, единым, демократическим субъектом (государством) Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа. Власть осуществляется народом через законодательные, исполнительные и судебные органы.

Государственный Совет Республики Дагестан (избирается на 4 года Конституционным собранием, 14 членов — по одному представителю от каждого государствообразующего этноса) является гарантом прав и свобод «независимо от расы, этнического происхождения, пола, верований».

Высшим органом исполнительной власти является Правительство Республики Дагестан. Законодательным органом является Народное Собрание. Депутаты однопалатного Народного Собрания избираются на 4 года на общереспубликанских выборах тайным голосованием.

Республика Ингушетия. Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Республики Ингушетия, которое формируется Президентом Республики Ингушетия. Парламент Республики Ингушетия именуется Народное Собрание (Халкъа Гулам).

В соответствии со ст. 56 Конституции Республики Ингушетия Народное Собрание является единственным законодательным и представительным органом государственной власти республики.

Республика Кабардино-Балкария. Кабардино-Балкария — президентская республика в составе Российской Федерации.

Президент избирается сроком на пять лет и является главой исполнительной власти. Парламент КабардиноБалкарской Республики состоит из двух палат — Совета Республики и Совета представителей. Порядок выборов депутатов парламента устанавливается республиканским законом.

Судебная власть на территории КабардиноБалкарской республики осуществляется федеральными судами (общей юрисдикции, военными и арбитражным), формируемыми и функционирующими в соответствии с федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации.

Республика Калмыкия — Хальмг-Тангч. Высшим законодательным (представительным) органом является Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия -Хальмг-Тангч (избирается на 5 лет, состоит из 27 депутатов).

Будучи по форме Президентской республикой, в качестве высшего органа исполнительной власти Калмыкия имеет Правительство Республики Калмыкия — Хальмг-Тангч.

Республика Карачаево-Черкесия. Высшим должностным лицом Республики Карачаево-Черкесии является Глава Республики.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство Карачаево-Черкесии. Высшим органом законодательной власти является Народное собрание Карачаево-Черкесии.

Республика Северная Осетия-Алания. Северная Осетия — президентская республика. Высший орган законодательной власти – однопалатный Парламент, избираемый сроком на 5 лет. Исполнительную власть осуществляет Совет Министров во главе с Председателем, избираемым на Верховном Совете.

Чеченская Республика. Избранный Президент Чеченской Республики возглавляет исполнительную государственную власть и является высшим должностным лицом республики.

Правительство Чеченской Республики является постоянно действующим органом исполнительной власти Чеченской Республики.

Правительство Чеченской Республики разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Чеченской Республики, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, формирует иные органы исполнительной власти Чеченской Республики, управляет и распоряжается собственностью Чеченской Республики, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством.

Краснодарский край. Государственная власть в Краснодарском крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Систему органов государственной власти Краснодарского края составляют: Законодательное собрание края, Администрация края, суды Российской Федерации и края.

Администрация края состоит из главы администрации (губернатора) края, его первых заместителей, заместителей и структурных подразделений администрации края.

Интересно
Систему судов, которые осуществляют судебную власть в крае, составляют федеральные суды, действующие на территории края: краевой суд, районные, городские суды, краевой арбитражный суд, а также суды края — Уставной суд края и мировые суды.

Ставропольский край. Высшим органом исполнительной власти является Правительство Ставропольского Края во главе с Губернатором, который является главным должностным лицом в регионе. Он формирует Правительство и администрацию края.

В права и обязанности Правительства Ставропольского края входит планирование краевого бюджета и обеспечение его исполнения, управление имуществом края, разработка и реализация программ в экономике, культуре, социальной политике.

Правительство контролируется Государственной Думой Ставрополья. Законодательная власть представлена Краевой Думой Ставропольского края, которая является представительным органом государственной власти на территории региона. Астраханская область.

Администрация Астраханской области является высшим органом исполнительной власти, деятельностью которой руководит губернатор. Губернатор — высшее должностное лицо Астраханской области. Высшим органом законодательной власти является Астраханское областное представительное собрание.

Судебная власть в Астраханской области осуществляется Астраханским областным судом, районными (городскими) судами, Арбитражным судом Астраханской области.

Волгоградская область. Согласно Уставу Волгоградской области, который устанавливает статус области и принципы организации и деятельности органов государственной власти, губернатор области и образуемые им органы управления составляют систему исполнительной власти Волгоградской области.

Администрация области организует и осуществляет управление областью, формирует и исполняет бюджет и программы развития, представляя интересы населения области, берет на себя решение существующих проблем. Постоянно действующим представительным и законодательным органом власти является Законодательное Собрание.

Ростовская область. Государственную власть в Ростовской области осуществляет Законодательное Собрание Ростовской области и Администрация области. Высшим исполнительным постоянно действующим органом государственной власти Ростовской области является Администрация области.

Избранный Глава Администрации (Губернатор) возглавляет исполнительную государственную власть и является высшим должностным лицом области. Судебная система на территории области устанавливается Федеральным Koнcтитуциoнным законом.

Таким образом, в настоящее время система органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах ЮФО, сформировалась и функционирует с учетом единых принципов, устанавливаемых федеральным законодателем.

В тоже время обеспечивается возможность учета местных исторических, этнополитических и лингвистических особенностей, что позволяет выстраивать взаимоотношения между органами различных ветвей государственной власти наиболее эффективным и сообразным образом.

Интересно
Существенное влияние на конституирование региональной властной системы оказывает сложный внутриполитический процесс, борьба региональных и местных элит за возможность принимать общественно важные решения, доступ к властным и финансовым ресурсам.

Противоречивость и неустойчивость той или иной системы региональной власти продолжает зависеть в значительной степени от локальной политической конъюнктуры; региональный конституционный процесс не завершен и будет развиваться главным образом в зависимости от конкретной констелляции эндогенных факторов политической действительности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)