Организация внедрения и трансфера инноваций

До последнего времени было принято считать, что внедрение (освоение) результатов НИОКР является завершающей стадией процесса создания новой техники. Исходя из этого подхода, рассматривались и решались проблемы внедрения в народном хозяйстве, строилась система управления развитием науки и техники, оценивалась эффективность работы ИП и ведомств. Среди специалистов и органов управления НТП в стране до сих пор нет единства в определении понятия «внедрение» и его приложений к стадиям указанного цикла. Это порождает не только терминологические разногласия, но и расхождения в оценке уровня, количества и объёмов внедрения, в способах организации планирования и учёта затрат на внедрение, в методах оценки эффективности и стимулирования качества, сроков и широты внедрения (использования) результатов НИОКР.

В связи с разделением труда в процессах исследований, разработок, проектирования и производства новой техники и параллельно-последовательными циклами их осуществления в специализированных научных, конструкторских, проектных, технологических, производственных и других коллективах необходима постадийная оценка завершённости и внедрения (использования) результатов работы на последующих стадиях разработок, производства, эксплуатации новой техники.

Следует рассматривать разные уровни внедрения, а именно:

  • использование результатов НИР в других НИОКР, являющихся развитием законченных НИР либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники;
  • использование результатов НИОКР в экспериментальных образцах и лабораторных процессах;
  • освоение результатов ОКР и экспериментальных работ в опытном производстве;
  • освоение результатов НИОКР и испытание опытных образцов в серийном производстве;
  • широкомасштабное распространение инноваций в производстве и насыщении рынка (потребителей) готовыми изделиями.

Внедрением результатов НИОКР в народном хозяйстве следует считать процесс, охватывающий комплекс организационно-технических мероприятий, принятых технико-экономических решений, направленных на использование результатов НИОКР и т.п. Внедрением является создание условий для реализации этих результатов с целью замены действующей техники, технологии, системы управления и т.п. Этот процесс может быть связан с трудностями или даже противодействием со стороны ИП, использующих результаты НИОКР, изобретения и рационализаторские предложения, поэтому термин «внедрение» достаточно точно отражает суть дела.

На процессы внедрения результатов НИОКР влияют современные тенденции НТП:

  • высокие темпы морального износа научно-технических результатов;
  • постоянный рост затрат, связанных с достижением результатов НИОКР и их использованием.

Возрастание неопределённости научно-технических результатов НИОКР заключается в соблюдении ряда принципов:

  • определение ориентировочной концепции внедрения на этапах научно-технического прогнозирования, выработки идей и подготовки заданий на разработку инноваций;
  • обязательность интеграции инноваций с объектом, на котором она внедряется (используется) по производственным мощностям, ресурсам, срокам и результатам;
  • необходимость маркетинговых исследований для определения возможностей, масштабов и условий реализации результатов НИОКР уже на этапах формирования технических заданий;
  • активная заинтересованность и поддержка руководителей ИП-разработчика, ИП-заказчика и вышестоящих органов, их экономическая заинтересованность и ответственность при разработке и внедрении инноваций;
  • обеспечение возможно более широкого распространения полученных результатов НИОКР для достижения высокой эффективности у заказчиков и в народном хозяйстве.

Успешное внедрение инноваций с заданными параметрами в заданные сроки обеспечивается хорошей организацией процесса внедрения на всех стадиях ПСНТ.

Основными задачами организации внедрения результатов НИОКР являются:

  • обеспечение процессов внедрения посредством прогнозов, комплексных программ, перспективных и текущих планов, оперативного управления;
  • сбалансированность планов новой техники с планами финансирования капитального строительства, поставки оборудования и материалов;
  • выбор организационных форм внедрения, в наибольшей степени соответствующих решаемым задачам;
  • достижение рациональных соотношений производственных мощностей разрабатывающих и использующих их результаты ИП, подразделений;
  • рациональное, планомерное использование научных, конструкторских, проектных, технологических, испытательных и производственных мощностей;
  • развитие и повышение эффективности работы экспериментальных участков, опытных производств и испытательных баз;
  • использование современных экономических отношений участниками разработки, соблюдение сторонами договорных обязательств;
  • кадровое обеспечение процессов внедрения у потребителей;
  • широкая реклама инноваций в предполагаемых сферах пользования;
  • создание сети сервисного обслуживания новых интеллектуальных продуктов у потребителя.

Резкое усложнение машин, приборов, аппаратов, технологических процессов и систем управления, участие большого числа научных, инженерных и производственных коллективов в НТП потребовали поиска организационных форм соединения и производства, позволяющих ликвидировать разобщённость стадий ПСНТ, обеспечить быстрое внедрение (использование) идей и результатов НИОКР, опытных работ на следующих стадиях инновационного процесса. В ПСНТ развиваются интеграционные процессы. Широкое распространение получили описанные выше научно-технические структуры, состоящие из сотрудников ИП, участвующих в ПСНТ.

Во многих ИП созданы специализированные службы внедрения. Функция отделов внедрения заключается в оказании технической помощи потребителям результатов НИОКР в освоении нововведений. Тесный контакт отдела внедрения с производством обеспечивает обратную связь – учёт результатов эксплуатации при создании новых и модификации существующих образцов техники. Сотрудниками отдела должны быть опытные специалисты,  участвовавшие в разработках и производстве новой техники, имеющие опыт испытания и использования её у потребителей. На отделы внедрения возложено техническое руководство монтажом, стендовой проверкой, прогонкой и наладкой систем с привлечением для консультаций или внесения корректировок специалистов своего ИП или смежников. Именно для решения задач быстрой реализации инновационных проектов широкое распространение получили венчурные фирмы. Эти компании берут на себя риск реализации инновационных проектов, чтобы получить в случае успеха большую прибыль. По данным специалистов, более 60 из 100 крупнейших инноваций в США созданы венчурными фирмами. Именно они дали жизнь электрографическим аппаратам (ксерокс), вакуумным лампам, лучевой сварке,  микропроцессорам, ПЭВМ и др.

Важным средством ускорения НТП, появления и реализации инноваций и повышения производительности труда является изобретательство.

Особого внимания требует организация внедрения изобретений как продукта в значительной степени индивидуального или малогруппового творческого труда, трудно поддающегося прогнозированию и планированию. Внедрение неплановых изобретений, как и плановых инноваций, в значительной степени определяется организационными формами, включая совершенствование специализации и кооперирования участников процессов создания новой техники.
По оценкам специалистов, процесс внедрения новой техники сопровождается участием 40 – 50 согласующих, регламентирующих и управляющих инстанций, а по сложным комплексным технологиям число таких участников возрастает до 350 – 500. Комплекс организационных мероприятий позволит упорядочить согласования и резко сократить время на них.

Большую пользу для организации внедрения изобретений и других инноваций приносят показанные выше организационные формы соединения науки, производства и внедрения – центры НТТМ, центры научно-технических услуг и научно-технические кооперативы, временные творческие коллективы (ВТК). Использование традиционных и новых форм организации внедрения результатов НИОКР определяет возможность, предпосылки, масштаб и сроки внедрения, а также технический, экономический и социальный эффекты от инноваций.

Важными условиями эффективной организации внедрения являются:

  • прогнозы и маркетинговые исследования будущих инноваций;
  • полнота учёта экономических и социальных факторов проявления, разработки, производства и использования инноваций;
  • целевая направленность и комплексность систем управления ЕИОК, процессом внедрения их результатов, в рамках которых осуществляется организация внедрения;
  • уровень квалификации кадров (научных, экономических, управленческих), выполнявших разработки и внедрение, и своевременная подготовка и переподготовка кадров для работы с новой техникой;
  • обеспеченность капиталовложениями и соблюдение сроков капитального строительства объектов создания инноваций.

Многие инновации ИП того или иного ведомства до последнего времени не получили широкого распространения во множестве ИП других ведомств и у многих потенциальных отечественных и зарубежных потребителей. Большинство новшеств, созданных на предприятиях ВПК нашей страны, даже имеющих двойное применение, как правило, не передавались в гражданские отрасли народного хозяйства. Хотя в США уже с конца 50-х – начала 60-х гг. ХХ в. была задействована программа «утилизации результатов космических исследований в разработках и производстве техники гражданского применения», которая явилась первой конверсионной программой, успешно функционирующей до настоящего времени. А во всех высокоразвитых странах мира уже много лет одним из важнейших направлений ускорения НТП за счёт широкого внедрения инноваций является реализация программ трансфера инноваций (transfer technology). В России, несмотря на провозглашённые программы конверсии военного производства, эта работа проводилась формально и научно необоснованно даже при выделении необходимых средств.

Причинами такой бесхозяйственности являлись:

  • непродуманное засекречивание;
  • отсутствие экономической и моральной заинтересованности работников «оборонки» в расширении сфер использования созданных ими новшеств;
  • несовершенство материально-технического обеспечения;
  • дефицит инвестиций.

Главными причинами неразвитости трансфера инноваций в России является отсутствие:

  • государственной политики широкого использования НТД оборонной промышленности в гражданской сфере народного хозяйствования;
  • необходимой законодательной и финансово-экономической основы;
  • государственной системы трансфера инноваций из одних отраслей народного хозяйства в другие, от авторов инноваций к их потребителям.

Реальным направлением конверсии оборонной науки и внедрения её инновационных продуктов должно стать создание системы трансфера НТД и высоких технологий, полученных оборонными предприятиями, в гражданские отрасли народного хозяйства и для реализации за рубежом.

Основные цели функционирования системы трансфера инноваций:

  • использование достигнутых научно-технических результатов в оборонных НИОКР, проектных и технологических работах для увеличения объёмов, расширения номенклатуры и повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой гражданской продукции в гражданской промышленности и на конверсируемых оборонных ИП;
  • сохранение научно-технического и производственного потенциала оборонной промышленности и создание новых рабочих мест в гражданском секторе народного хозяйства;
  • ускорение НТП в гражданских отраслях народного хозяйства, повышение техно-вооружённости ИП и их конкурентоспособности на внешних рынках;
  • увеличение валютных поступлений для ВПК за счёт трансфера рассекреченных НТД за рубеж и для ИП за счёт продажи за рубеж конкурентоспособной продукции, созданной на основе высоких технологий, переданной из оборонного сектора страны.

Объектами передачи в системе трансфера являются: техническая документация и права на использование созданной интеллектуальной собственности, воплощённой в технической документации, ноу-хау, изобретениях, патентах. Исходной предпосылкой эффективного трансфера инноваций, разработанных на ИП ВПК, в другие отрасли народного хозяйства и за рубеж является создание такой организационной системы, в которую наряду с ИП, ВТК и изобретателями, авторами и участниками создания инноваций должны войти заинтересованные ИП-потребители инноваций, а также ряд посредников, в том числе органы управления трансферными процессами и их правового обеспечения, рекламно-информационные центры, инвестиционные фонды и банки.

Основными участниками системы трансфера НТД должны быть оборонные ИП – авторы и владельцы НТД и гражданские ИП-потребители высоких технологий. ИП ВПК должны: предусмотреть в своей деятельности и организационных структурах создание условий для выявления НТД «двойного» применения, а также научно-технических результатов, полученных параллельно с основной деятельностью, и возможностей их реализации в гражданских отраслях народного хозяйства и за рубежом; осуществлять доработку или переработку высоких технологий применительно к условиям ИП, надзор и консультационную помощь при адаптации НТД в гражданском производстве на договорных условиях (за счёт конверсионных или собственных средств).

Активную роль в трансферных процессах должны играть гражданские ИП всех форм собственности, заинтересованные в выпуске наукоёмкой, конкурентоспособной (в том числе на мировых рынках) продукции, созданной на базе трансфера из оборонного сектора. Их маркетинговые службы должны иметь возможности для ознакомления с имеющимися рассекреченными НТД. На базе крупных комплексных научных и технологичных оборонных ИП и головных отраслей (подотраслевых) технологических институтов либо в качестве самостоятельных фирм целесообразно создать коммерческие структуры – «трансферные акционерные общества закрытого типа» (ТАО), основными задачами которых будут: выявление возможностей оборонных ИП по трансферу НТД в гражданский сектор и за рубеж, проведение маркетинговых исследований возможных потребителей этих НТД и определение спроса гражданских ИП на высокие технологии; осуществление дилерских функций по определённым направлениям высоких технологий (типичных для данного научно-технологического института, ИП), оказание посреднической помощи в нахождении партнёров и заключении договоров, а также в покупке ряда НТД от оборонных ИП и их последующая реализация заинтересованными потребителями.

Эти структуры будут разрабатывать бизнес-планы по конкретным передачам, оказывать посреднические услуги по привлечению инвестиций, подготовке рекламы, выставок-продаж,  презентаций и т.д. Для обеспечения возможностей государственного контроля за деятельностью ТАО, недопущения утечки информации и тем более государственной тайны, потери интеллектуальной собственности количество таких фирм в каждом научно-промышленном регионе, технопарке должно быть минимальным. При этом доля государства должна составлять в уставном капитале ТАО не менее 51 %. ТАО должно оформлять договорные отношения со всеми участвующими в процессе трансфера сторонами.

С учётом специфики оборонных отраслей народного хозяйства и необходимости соблюдения условий национальной и экономической безопасности страны процессы трансфера НТД должны осуществляться на основе ряда нормативно-правовых документов и управляться специальной правительственной организацией.

Важное место в системе трансфера НТД должны занять инвесторы, определяемые в результате закрытых конкурсов, инвестиционных торгов и др. («трансфер-банки», коммерческие банки, венчурные компании, инвестиционные фонды и неспециализированные предприятия любого профиля), а также рекламно-информационные и выставочные центры трансфера высоких технологий и конверсии оборонного производства. Для создания законодательной, нормативно-правовой и организационно-экономической основы функционирования систем трансфера НТД из оборонного в гражданский сектор народного хозяйства России и за рубеж в структуре отраслей оборонной промышленности на базе одного из головных научно-исследовательских институтов необходимо создать Научно-методический центр по правовым и экономическим проблемам трансфера НТД.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)