Организация перевозок грузов

Развитие рынка повлияло на многие стороны хозяйственной деятельности в государстве, в том числе и на основы перевозок грузов.

В частности, согласно ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующих грузов.

В развитие этого положения в Транспортном уставе железных дорог (ТУЖД) РФ (ст. 15-52) от 19.12.97 г. установлены организационные предпосылки заключения договора перевозки грузов.

Например, в соответствии со ст. 17 ТУЖД железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

В этих договорах определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок.

В соответствии с указанными договорами железные дороги обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.

Наряду с долгосрочными договорами об организации перевозок ТУЖД в ст. 17 установлено, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками на перевозки грузов, которые представляются грузоотправителями в управления железных дорог отправления грузов не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов, а также не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, направляемых на экспорт, и в прямом смешанном сообщении.

Однако по просьбам грузоотправителей при возникновении необходимости срочных перевозок грузов в ТУЖД (ст. 18) закреплено право управлений железных дорог самостоятельно устанавливать иные, чем предусморенные ст .17 ТУЖД сроки предъявления заявок на перевозки грузов в пределах одной железной дороги (местное сообщение), а в пределах нескольких или всех железных дорог (прямое смешанное сообщение), на экспорт и в прямом смешанном сообщении по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Управление железной дорогой должно рассмотреть представленную заявку в течение 3 дней при перевозке грузов в прямом сообщении, в течение 10 дней при перевозке грузов, направляемых на экспорт, и при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, сообщить грузоотправителю о ее принятии или возвратить ее с обоснованием отказа.

В ТУЖД РФ предусмотрено правило (ст. 18), согласно которому по просьбе грузоотправителей железные дороги имеют право:

  • разрешать в исключительных случаях внутристанционные (в пределах одной железнодорожной станции) перевозки;
  • заменять предусмотренной заявкой на перевозку грузов крытый подвижной состав открытым подвижным составом при определенных условиях;
  • изменять предусмотренные заявками на перевозки грузов железные дороги назначения и железнодорожные станции назначения.

Таким образом, ныне действующая система перевозок грузов на железнодорожном транспорте базируется (основывается) на таких правовых формах, как заявки и договоры об организации перевозок грузов, которые в свою очередь являются предпосылкой заключения договора перевозки грузов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)