Определение проблемной ситуации

В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы восстановления отсутствуют.

Например, личность с определенным социальным положением и профессиональной подготовкой при неблагоприятных условиях более не может поддерживать приемлемый для нее уровень жизни. Производственная единица при наличной материально- технической оснащенности теряет партнеров и рынки сбыта.

У организации (партии, социального, политического движения) при имеющейся структуре уменьшается количество сторонников. Институт (орган законодательной, исполнительной власти)  теряет  свою  социальную эффективность, т. е., несмотря на предпринимаемые  действия, ситуация, подконтрольная ему, ухудшается. Такое  положение дел можно назвать проблемной ситуацией. Она характеризуется следующими условиями:

—способы взаимодействия и коммуникации, их нормативные и ценностные регуляторы  перестают  приводить  к  ожидаемым результатам;

—это представляется людям нежелательным;

—в ближайшем социокультурном окружении  не  находится социально приемлемых образцов нормализации ситуации.

Необходимость решить проблему побуждает людей не только продолжать социальное взаимодействие, но одновременно менять его формы методами проб и ошибок, заимствования новых образцов, целенаправленного проектирования. Таким образом, на этот период времени, во-первых, они несут двойную нагрузку, и во-вторых, эффективность их совместных действий снижается.

Следует подчеркнуть, что порождают, определяют, разрешают проблемные ситуации любого масштаба именно люди, а не группы, организации, общества, культуры. Поэтому при анализе содержания социокультурного взаимодействия в их  рамках,  важно  понимать,  что  они переживают, как и с каким результатом действуют.

Основания типологии проблемных ситуаций

Целенаправленное использование образцов социального взаимодействия в проблемных ситуациях подразумевает трациональ- ное отношение к ним. Это означает необходимость выявления обусловливающих их факторов; вызываемых ими функциональных нарушений; их краткосрочных и долговременных последствий. В конечном счете речь идет о необходимости определения типа проблемы.

Источники проблемы. Источниками проблем принято считать расхождения между имеющимся и необходимым положением дел. В социокультурной сфере их можно свести к следующим основным (идеальным) типам.

Во-первых,  несоответствие между запросами людей  и возможностями их удовлетворения. У индивидов это проявляется как желание достичь более высокого уровня и качества жизни, социального положения, престижа, самореализации.

На  уровне  социокультурных групп — это стремление избежать распада; увеличить степень организованности, повысить социальный статус. Для организационной структуры — это ориентация на  более  эффективное функционирование, на расширение и укрепление внешних позиций.

Во-вторых, ситуация, когда стереотипные, привычные формы отношений в изменившихся условиях утрачивают  свою функциональность. На индивидуальном, групповом и организационном уровнях речь идет о степени культурной компетентности, недостаточной для успешного достижения социально или индивидуально значимых результатов. Кроме того, может обнаружиться, что сохранение наличных структур взаимодействий и  коммуникаций  чревато  ухудшением ситуации.

В-третьих, расхождение между необходимостью рационально подойти к решению проблемы и нежеланием людей затрачивать на это усилия. На индивидуальном уровне оно обычно проявляется как неэффективные  несистематизированные  действия, настойчивая демонстрация  собственной  независимости,  индивидуальности.

Для групп последствием становится декомпозиция ролевой структуры, т. е. нарушение межличностных  отношений,  неопределенность  взаимных прав и обязанностей в  группе.  В  организациях  начинается дезинтеграция, т. е. разрушение связей между составляющими и дисфункциональность, при которой эти единицы перестают отвечать на внешние запросы.

Такого рода расхождения можно считать необходимыми условиями возникновения проблемной  ситуации.   Достаточным  условием становится неосвоенность или отсутствие в  культуре  образцов (паттернов) взаимодействия и поведения в подобных обстоятельствах.

Действительно, если люди не имеют знаний  и  навыков,  необходимых  для упорядочения своих отношений с окружением, любые их попытки исправить положение дел будут лишь ухудшать его. Неэффективность их активности будет  вызывать  ответные  негативные реакции окружения, необратимые изменения в отношениях с ним, непредсказуемость его воздействий, внутренние  индивидуальные или групповые напряжения.

При наличии в культуре образцов преодоления  подобных затруднений люди вполне могут заимствовать их и тем самым внести коррективы в свои отношения с  окружением.  Тем  не  менее целесообразно считать такие ситуации проблемными.

Во-первых, переобучение индивидов и переструктурирование  групп  или  организаций требуют определенного времени, в течение которого обстоятельства для них продолжают оставаться неблагоприятными.

Во- вторых, люди, как правило, инерционно продолжают воспроизводить неэффективные стереотипы поведения даже при их негативных последствиях и не торопятся вносить в них изменения. Эти  обстоятельства способствуют ухудшению как внутреннего состояния личности или социальной системы, так и качества их внешней среды.

Однако возможны ситуации, при которых для преодоления возникших расхождений в культуре не существует ни теоретических, ни практических образцов. Такие ситуации можно считать проблемными в полном смысле слова, и их появление и воспроизведение становятся признаком нарастания непредсказуемых последствий. Их можно назвать социально значимыми.

Социальная значимость проблемы. Она определяется в соответствии со следующими поддающимися оценке параметрами:

—степень воспроизводимости в культуре: от уникальных до повторяющихся из поколения в поколение. Примером первых могут служить природные и антропогенные катастрофы. Ко вторым относятся нарушения механизмов социализации, социальные напряженности и кризисы;

—степень устойчивости: от проблем,  решаемых  в  течение отдельных периодов индивидуальной жизни, до принципиально неразрешимых. Примером первых можно считать личные и групповые поиски социальной позиции или культурной идентичности в конкретном социокультурном контексте. Вторых — социальное неравенство, правонарушения, злоупотребления властью;

—степень распространенности  в обществе:  отличностно специфичных до актуально или потенциально  общезначимых.  Так, плохая адаптированность в социокультурной среде может быть личностной проблемой нерадивого индивида. Но она может стать массовой при устаревании или разрушении институтов социализации;

—степень угрозы социальной безопасности: от нереализован- ности индивидуальных желаний до физического или социального выживания.

В первом случае даже массовая неудовлетворенность  запросов на модные товары и услуги не вызывает необходимости структурных изменений в обществе. Во втором — даже локальные проявления голода, нарушения территориальности, социальных притеснений и т. п. чреваты угрозой социальному порядку.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)