Определение понятия педагогические технологии

Понятие «педагогические технологии» прочно вошло в современный педагогический язык, однако в настоящее время существует много его дефиниций, которые дополняют, уточняют, но часто и противоречат друг другу. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчел).

Новая педагогическая технология – это радикальное обновление инструментарных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики (В. М. Монахов).

Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США). Технология – это правила организации деятельности и выбора средств ее осуществления (В. В. Гузеев).

Педагогическая технология – целенаправленное использование, в комбинации или отдельно, объектов, приемов, средств, событий или отношений для повышения эффективности педагогического процесса (М. Вульман).

Технологии – определенные организационные и дидактические комплексы, обеспечивающие управляемость учебного процесса, его эффективность, предсказуемый результат (Е. Б.Куркин) Технология обучения (педагогическая технология) понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками (И. П. Пидкасистый). Технология – деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности (Н. Стефанов).

Технология – элемент механизма управления и средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык достижения поставленных целей (А. Афанасьев).

Технология – способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно (М. Марков).

Технология – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем (Л. Ионин).

Педагогическая технология – это проект (алгоритм) организации и осуществления педагогического процесса (Г. Т. Хайруллин). Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащегося, гарантирующий достижение поставленной цели (М. Махмутов). Педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, «систематизацию мышления» (Т. Сакамото). Технология – законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату, реализация обоснованной модели педагогической ситуации (В. В. Сериков).

Педагогическая технология – процесс само- и взаимообучения школьников под руководством профессионального педагога, те изменения и преобразования, происходящие с ними на каждом этапе их работы по овладению содержанием образования и теми видами деятельности, которые предусмотрены учебным планом и программами (Г. М. Кусаинов).

Интересно
Таким образом, ПТ называют «совокупностью установок», «совокупностью приемов, методов и воздействий», «содержательной техникой», «системным методом», «областью исследования», «деятельностью», «правилами организации деятельности», «элементом механизма управления», «способом реализации», «научным проектированием», «проектом», «организационным и дидактическим комплексом»… В алгоритмической парадигме ПТ – последовательность педагогических актов, гарантированно приводящая к заранее запланированным результатам.

Мы исходим из сущности и главного предназначения педагогической технологии – научно обоснованное управление образовательным процессом. А потому определяем технологию как управление качеством процесса обучения на основе проекта с жестко определенными и запрограммированными процедурами и правилами, обеспечивающими взаимосвязь основных дидактических процессов и гарантирующими программируемый результат. Управление включает в себя анализ, проектирование, организацию и мотивацию, контроль и коррекцию.

Технологизация учебного процесса со стороны учителя предполагает:

  • анализ и усвоение теории технологии; анализ учебной программы курса;
  • проектирование учебного курса в рамках определенного дидактического модуля, например, темы (целеполагание, содержание диагностики, внеаудиторной деятельности и коррекционных мероприятий, логической структуры темы);
  • законообразную организацию взаимодействия учителя и ученика, то есть организацию процесса обучения на основе строгого соблюдения установленных процедур и правил;
  • контроль уровней усвоения учеником учебного материала, предусмотренного государственным общеобязательным стандартом образования;
  • контроль эффективности проекта;
  • коррекцию проекта и обучающейся деятельности ученика;
  • разработку механизмов мотивации успешной ученической деятельности (например, внедрение рейтинговой системы оценки знаний);
  • коррекцию отклонений от ожидаемых результатов, выявленных контролем.

Мы солидарны с В. В. Сериковым, который находит, что в основе ПТ лежит знание о закономерностях развития формируемого качества у ребенка (форм мышления, системы знаний, мотивов поведения, личностных качеств) и построение педагогической деятельности в соответствии с этими закономерностями. А будут при этом педагогические процедуры «жесткими» или «мягкими» – это зависит от закономерностей развития качества. К примеру, для формирования знаний нужна жесткость (границы ориентировки, высокий темп и т.д.). Для формирования личностных качеств – это не обязательно.

Наряду с этим многие исследователи полагают, что процесс «формирования личностных качеств» современная наука пока технологизировать не позволяет. На этом настаивает и Е. Б. Куркин: «Весь ХХ век в образовании прошел под знаменами индивидуализации и личностной ориентации. И хотя над этой проблемой трудились поколения лучших учителей-новаторов, <…> полученный опыт мало технологичен, порою просто не тиражируется – носит личностный характер».

Вместе с тем считаем, что использование технологических подходов и в организации классного руководителя (Н. М. Борытко), и в развитии личностных качеств, и в управлении организации образования будет способствовать повышению эффективности педагогической или управленческой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)