Определение и классификация эмоций

Если ощущения и восприятия отражают объективную действительность при непосредственном их воздействии на органы чувств, мышление устанавливает опосредованные связи между предметами
и явлениями отражаемого, то эмоции и чувства тоже являются формой отражения, но не самих объектов.

Эмоции – более простая форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе. Таким образом, не будучи еще формой познания, эмоции осуществляют отражение и саморегуляцию, отражательную и саморегулирующую психическую функцию при воздействии на человека раздражителей, связанных с его потребностями.

Эта связь представлена П.В. Симоновым в виде структурной формулы: Э-ф/П,(Ин-Ис),…, где Э – эмоция, ее степень, качество и знак, П – сила и качество актуальной потребности, (Ин-Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта, Ин – информация о средствах прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.”

Чувства – более сложная, чем эмоции, форма отражения, свойственная только человеку, обобщающая его эмоциональное отражение и понятия. Чувства связываются не с физиологическими потребностями человека, а с более высокими нуждами и мотивами деятельности, осуществляя саморегулирующие функции не на организмическом уровне, а на личностном и социально-психологическом уровне. Творческое удовлетворение, радость труда, профессиональная гордость, чувство коллективизма – примеры исторической сформированности социальной обусловленности чувств.

Своеобразие эмоций и чувств определяется личностными свойствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами, напри-
мер, характером и эмоционально-волевыми компонентами. Сгенические чувства, например, радость или гнев – это чувства сильные, повышающие жизнедеятельность организма, его психический тонус.
Астенические чувства (горе, испуг, грусть) приводят к снижению жизнедеятельности и энергии. Но жизненная диалектика чувств далеко непроста. “А вы думаете, что единственное жизнеутверждающее
чувство есть радость? – справедливо вопрошал А.М. Горький, – Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедий, преодоление смерти. В руках писателя много могучих сил, которыми он утверждает жизнь.”

Эмоции и чувства человек не только переживает, они имеют и внешнее, “телесное”, оформление в виде мимики (особенностей лицевой мускулатуры, положение бровей, углов рта), пантомимики (жесто-мимического контура личности), интонации и вегето-сосудистых проявлений (покраснения, потливости, изменения частоты сердечных сокращений, цикла дыхания, а также биохимических изменений в организме – сдвиг формулы крови, катехоламины и т.п.).

Эмоциональный тонус определяет уровень эмоционального заряда и психоэнергетики, колеблющийся от эмоциональной взрывчатости (раздражительности) до эмоциональной тупости. Длительное эмоциональное состояние определяется настроением, хотя эмоции могут быть и слабо выражены. В случае сильно выраженного эмоционального раптуса может наблюдаться так называемый аффект, в некоторых случаях (патологический аффект), делающий человека даже невменяемым. Часто аффекты протекают с сужением сознания, вспышками ярости, ужаса, двигательным возбуждением, реже – проявляются в виде заторможенности, растерянности.

Страсть в отличие от настроения является сильным эмоциональным состоянием с сильно выраженным устойчивым и длительным стремлением к определенным действиям или объектам (страсть к творчеству, к любимому человеку).

В творческом труде часто появляется воодушевление – такое эмоциональное состояние, которое характеризуется большой силой и целеустремленностью к деятельности. Воодушевление может быть кратковременным и длительным, индивидуальным и охватывающим группу людей. Тогда оно может сопровождаться групповой индукцией, передаваясь от человека к человеку. Вдохновение в творческой деятельности часто сопровождается мобилизацией всех лучших душевных сил человека.

А.С. Пушкин охарактеризовал вдохновение как расположение души к живейшему принятию впечатлений, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. И далее: ‘Я пишу и размышляю. Большая часть сцен требует только рассуждения; когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду ею или пропускаю эту сцену…” Если же оно наступает:

… 8 сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,
и пробуждается поэзия во мне:
душа стесняется лирическим волненьем,
трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
излиться наконец свободным проявленьем –
и тут ко мне идет незримый рой гостей,
знакомцы давние, плоды мечты моей,
и мысли в голове волнуются в отваге,
и рифмы легкие навстречу им бегут,
и пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
минута – и стихи свободно потекут.

Физиология эмоций и чувств не имеет возраста (“любви все возрасты покорны…”).

Возраст творчества и его расцвета, или прихода вдохновения различен, но как правило, выдающиеся художники начинали творить очень рано. Так, Моцарт в двенадцать лет сочинил оперу, С. Прокофьев принес А.К. Глазунову свои сочинения, в том числе и оперу “Ундина”, в девять лет, сгибаясь под тяжестью сочинений, нагруженных им в котомку. М.Ю. Лермонтов создал “Мцыри” в шестнадцать лет, оперу “Алеко” С.В. Рахманинов написал в восемнадцать лет. В этом же возрасте А.С. Пушкин создал свою знаменитую поэму “Руслан и Людмила”. Однако, в те же восемнадцать лет учился лишь музыкальным азам Арам Хачатурян, но это ему не помешало стать выдающимся композитором, так же как и ИА. Крылову возраст сорок лет не был помехой стать великим баснописцем, а Полю Гогену – художником. До глубокой старости плодотворно творил великий Лев Толстой.

Чувства отличаются по силе, скорости их возникновения, устойчивости и глубине. Глубина чувств определяется богатством и разнообразием представлений и мыслей, а также стремлений, возникающих в ответ на то или иное содержание эмоциональных переживаний. Глубокие чувства связаны с направленностью личности и ее мировоззренческими критериями. Неглубокие чувства не оставляют следа и бывают связаны со случайными объектами и явлениями, не затрагивают существенных сторон и мотивов личности и называются увлечениями.

Чувства выполняют сигнальную и регулирующую функцию, способствующую “канализированию“, перераспределению избытка эмоций, например, при отчаянии регулирующая функция чувств состоит в их снижении.

Между эмоциями и чувствами существуют сложные взаимоотношения. Чувства проявляют себя через эмоции, а эмоции, социализируясь, могут преобразоваться в чувства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)