Оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых ограничивает конституционные права граждан

Эта группа представлена следующими оперативно-розыскными мероприятиями:

  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи; – негласное обследование жилища.

Характерные для данной группы оперативно-розыскных мероприятий черты. Проведение мероприятий контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи, негласное обследование жилища, как правило, осуществляется по заданию, оперативного сотрудника специализированными подразделениями правоохранительных органов в порядке, определенном ведомственными и межведомственными нормативными актами или соглашениями.

Проведение рассматриваемых мероприятий осуществляется по решению суда. Решение суда осуществляется при наличии следующей информации:

  • о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  • при наличии данной информации оперативно-розыскные мероприятия проводятся во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности или самостоятельно, исходя из сложившейся обстановки, требующей немедленного реагирования.

Рассмотрение материалов, об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения оперативного подразделения, ходатайствующего об их проведении.

При наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, указанного в абзаце третьем пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании решения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд.

Представленные в суд материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно, и он не вправе отказать в их рассмотрении. Судья может потребовать представления и иных материалов, касающихся оснований для проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках правоохранительных органов, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также полученную от этих лиц рукописную информацию и иные оперативно-служебные документы (в случаях необходимости судье представляются выписки из этих документов).

Интересно
Проведение мероприятий предполагает единый порядок обращения в суд для получения разрешения на их проведение, который состоит в том, что, приняв решение на проведение оперативно-розыскного мероприятия, сотрудник оперативного подразделения подготавливает мотивированное постановлении должны быть отражены полученные оперативным подразделением сведения, послужившие основанием для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, и ходатайство о даче на это судебного решения, ограничивающего конституционные права граждан, с указанием необходимого срока действия данного ограничения.

Постановление рассматривается и утверждается руководителем органа наделенного правом осуществления ОРД, после чего доставляется в суд для получения решения. По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд. Рассмотрим особенности проведения каждого в отдельности. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – получение сведений путем ознакомления с содержанием почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

При проведении данного мероприятия его специфика отражается в следующем:

  • В целях упорядочения организации и соблюдения конспирации проведение контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений делегировано органам федеральной службы безопасности, органам внутренних дел.
  • Предприятия связи, операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности обязаны оказывать содействие и представлять оперативным подразделениям возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи и принимать меры к недопущению раскрытия организационно-тактических приемов их проведения (ст. 14 Федерального закона «О связи»).
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений проводится на следующих объектах: на предприятиях почтовой и телеграфной связи; на иных объектах, путем подключения к стационарной аппаратуре телексной, факсимильной и иной проводной связи; на линиях электрической проводной связи путем подключения к ней вне нахождения объектов со стационарной аппаратурой связи; по месту жительства или нахождения получателя письменных отправлений, путем негласного просмотра отправлений вне предприятий связи (сбор из почтовых ящиков; использование конфиденциального содействия почтальонов и т.п.).
  • Объектами контроля служат письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям электрической и почтовой связи.
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется путем вскрытия и просмотра бандеролей, посылок, изучения их содержания, а также текстов телеграмм, телеграфных, почтовых переводов, телексных, факсимильных и иных передаваемых по проводным каналам электрической и почтовой связи сообщений, снятие с них при необходимости копий или кино- и фотоснимков.
  • Цензура корреспонденции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, досмотр посылок, передач и бандеролей в условиях ИУ, СИЗО не являются оперативно-розыскными мероприятиями и порядок их осуществления регламентируются уголовно-исправительным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Максимальный срок проведения ОРМ – 180 суток со дня вынесения судебного решения, если иное не указано в постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов, путем вынесения судебного решения.

Прослушивание телефонных переговоров – получение сведений путем контроля за речевым общением, осуществляемым на проводных, радиотелефонных, подвижных радиотелефонных, космических и иных сетях электросвязи, независимо от их назначения (общего пользования, ведомственных, внутрипроизводственных, выделенных и других). Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

Субъекты слухового контроля и записи переговоров:

  • специальные подразделения, использующие технические средства;
  • предприятия, учреждения, организации независимо от их форм собственности, другие юридические лица, предоставляющие услуги телефонной связи;
  • прослушивание телефонных переговоров может проводиться непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости лиц, оказывающих ему содействие на добровольной основе.

Максимальный срок прослушивания – 180 суток со дня вынесения постановления. При необходимости его продления судья письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио оптической и другим электромагнитным системам; почтовая связь – это прием, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений, а также переводов денежных средств принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 часов.

Интересно
По результатам данного прослушивания составляется документ о прослушивании телефонных переговоров, с приложением произведенной аудиозаписи на материальных носителях, в них отражается время и место прослушивания, технические характеристики средств звукозаписи, содержание фонограммы, фонограммы в опечатанном виде. Они могут передаваться органам дознания, следователю и использоваться в доказывании по уголовным делам.

Снятие информации с технических каналов связи – получение сведений, передаваемых и получаемых по техническим каналам связи, путем осуществления их контроля и фиксации с помощью специальных технических средств. Организацию, формы и методы снятия информации, за исключением проводимого силами и средствами специальных подразделений, оперативный сотрудник определяет самостоятельно. Гласное снятие информации проводится непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости лиц, оказывающих ему добровольное содействие, в том числе и специалистов.

В случаях использования для снятия информации компьютерных дисков и иных физических носителей копированной информации, эти сведения отражаются в виде приложения к вышеуказанным документам или отдельными документами (справками, актами и т.п.), которые могут быть в последующем представлены в следственные и судебные органы для проверки, оценки и признания в качестве доказательств по уголовным делам. Такие документы не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну.

Получение компьютерной информации – это получение данных, из источников, приспособленных для обработки и передачи информации в компьютерных устройствах, ее хранения на специализированных носителях.

Закрепление получения компьютерной информации в качестве самостоятельного ОРМ связано с широчайшей распространенностью компьютерной формы представления оперативно значимой информации и ее специфическими свойствами, обусловливающими особые способы ее получения. В этой связи анализ содержания нового ОРМ важно начать с уяснения сущности понятия «компьютерная информация».

ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 2 дает общее понятие информации – это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления. Понятие компьютерной информации на уровне законодательства закреплено только в гл. 28 УК РФ, где в примечании 1 к ст. 272 УК РФ обозначено, что под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

В Соглашении о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (2001) под компьютерной информацией понимается информация, находящаяся в памяти компьютера, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи. В специальной литературе в качестве синонимов понятию «компьютерные данные» в рассматриваемом контексте используются термины: «электронные данные», «цифровые данные», «виртуальные следы».

Таким образом, под компьютерной информацией следует понимать не какой-то особый вид информации, а специфическую форму ее представления, приспособленную для обработки в компьютерных устройствах, передачи по каналам связи и хранения на специализированных носителях. Правильнее здесь было бы говорить даже не об информации, а о данных, которые становятся информацией только при их осмыслении, помещении в определенный контекст.

Компьютерная форма позволяет с использованием программного обеспечения эффективно обрабатывать данные, с высочайшими скоростями пересылать их на любые расстояния. Особым свойством, активно используемым преступниками при сокрытии следов противоправных деяний, является обезличенный характер компьютерных данных (отсутствие признаков, прямо указывающих на связь с лицом, их создавшим или подвергшим модификации) и возможность их быстрого полного уничтожения. Не менее важна возможность выполнять копирование компьютерных данных при полном совпадении исходных данных и копий, производимых в неограниченном количестве.

Указанное свойство в определенных оперативно-розыскных ситуациях обеспечивает конспирацию проведения ОРМ, поскольку с компьютерных данных, как правило, снимается только копия, а сами данные остаются в неизменном виде, и их владелец не может наблюдать каких-либо признаков того, что произошло копирование информации. Отметим, что находящиеся в компьютерной форме данные не могут восприниматься человеком непосредственно, поэтому для организации взаимодействия человека с компьютером обязательными являются два противоположных процесса, осуществляемых с помощью специальных программ и устройств ввода-вывода: кодирование (преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером) и декодирование (преобразование компьютерных данных в форму, доступную для восприятия человеком).

В качестве компьютеров в настоящее время могут рассматриваться достаточно разнообразные устройства, предназначенные для автоматизированной обработки оцифрованных данных (персональные и сетевые компьютеры, серверы, ноутбуки, сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, банкоматы и др.), причем в данном контексте под обработкой можно в широком смысле понимать выполняемые по заданным в программном обеспечении алгоритмам операции по вводу-выводу, передаче, хранению, копированию, модификации, удалению таких данных.

Довольно широк и спектр носителей компьютерной информации (встроенные и внешние накопители на жестких магнитных дисках, флэш-карты, оптические диски, СО и ОУО-диски и др.), на которых она может долговременно храниться и с которых может быть перенесена в компьютер при их подключении к нему. Временно компьютерная информация также может находиться в микросхемах памяти самого компьютера – в оперативном запоминающем устройстве (ОЗУ), постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ), программируемом постоянном запоминающем устройстве (ППЗУ), а также в микросхемах управляемых компьютером периферийных устройств (принтеров, сканеров, факсов и др.).

Наконец, она может передаваться между компьютерными устройствами по техническим каналам связи в информационно-телекоммуникационных сетях, подвергаясь при этом обработке (и оставляя определенные следы) в обеспечивающих процесс передачи промежуточных сетевых устройствах (сетевых серверах, маршрутизаторах, концентраторах, модемах и др.).

Практически любые данные могут быть переведены в компьютерную форму, которая в настоящее время в основном ассоциируется с цифровой формой представления данных. Интенсивный процесс «оцифровки» данных наблюдается во всех сферах человеческой деятельности, и, по некоторым оценкам, сегодня не оцифровано лишь чуть более 2% доступной информации. Благодаря постоянному снижению стоимости хранения информации в цифровой форме огромные массивы данных могут быть сохранены и использованы для автоматизированной обработки, что открывает в ОРД новые горизонты для информационного поиска.

Таким образом, можно считать, что в техническом плане получение компьютерной информации может осуществляться следующими способами:

  • при доступе (непосредственном или дистанционном через компьютерную сеть) к устройствам памяти, установленным в компьютере и периферийном оборудовании;
  • при копировании данных с внешних устройств хранения информации;
  • при получении информации с технических каналов связи и входящих в них промежуточных обслуживающих устройств.

Во всех случаях информация может быть получена в виде отдельных текстовых, графических, аудио- и видеодокументов либо выборок по заданным условиям из специализированных баз данных. С учетом изложенного далее можно уяснить, каково содержание ОРМ «получение компьютерной информации» с позиций оперативно-розыскной науки и практики.

Анализ положений ФЗ об ОРД показывает, что законодатель вряд ли связывает его с простейшими формами обращения к компьютерным ресурсам, находящимся у операторов связи или в открытом доступе, либо к устройствам хранения компьютерной информации, полученным в распоряжение субъектов ОРД. Такие действия, осуществляемые, как правило, гласно и не подразумевающие необходимость преодоления определенных препятствий, в большинстве случаев разумно оформлять через иные ОРМ (наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проводимое гласно обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и др.).

Основу ОРМ (получение компьютерной информации) составляют достаточно сложные в техническом плане и требующие специальной подготовки действия по добыванию хранящейся в компьютерных системах или передаваемой по техническим каналам связи информации о лицах и событиях, вызывающих оперативный интерес. В большинстве случаев их правильное осуществление невозможно без участия специалиста. Об этом, в частности, свидетельствует и указание в ч. 4 ст. 6 ФЗ об ОРД на то, что ОРМ, связанные с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств ОВД и ФСБ.

Для определения конкретных действий, способных обеспечить получение компьютерной информации в рамках анализируемого ОРМ, целесообразно выделить потенциальные источники оперативно значимых компьютерных данных. Эти источники могут быть разделены на четыре вида, в каждом из которых имеется своя специфика получения компьютерных данных:

Технические объекты такого рода:

  • потенциально содержащие сведения о разрабатываемых лицах средства вычислительной техники, включая средства сотовой связи и мобильные устройства, обеспечивающие доступ к сетевым ресурсам;
  • носители компьютерной информации, на которых могут храниться данные, представляющие оперативный интерес;
  • устройства, фиксирующие компьютерные данные, поступающие от различных датчиков (радиочастотных идентификаторов, трекеров, нательных датчиков, передающих физиологические показатели и сведения о местоположении, и т.п.), стационарных и мобильных измерительных устройств, систем геопозиционирования, видеонаблюдения и видеофиксации;
  • сетевое оборудование, через которое осуществляются коммуникационные акты разрабатываемых лиц.

Следует отметить, что спектр технических источников оперативно значимой информации в ближайшее время будет расширяться и за счет новых видов так называемых умных вещей, оснащенных микропроцессорами и способных осуществлять обмен данными с телекоммуникационными сетями (навигационные системы автотранспорта, системы «умного дома», бытовые приборы, информационные датчики в местах общественного пользования и т.п.). Смена в современном обществе концепции «интернет вещей» на «интернет всего» предполагает подключение к сети практически всех объектов и инфраструктур, обслуживающих интересы как отдельных граждан, так и общества в целом. Понятно, что в потоках данных, формируемых в соответствующих системах, объективно присутствуют значительные объемы информации, представляющей интерес для ОРО.

Получение оперативно значимой компьютерной информации предполагает обследование информационных объектов сети Интернет, среди которых выделим следующие:

  • информационные ресурсы, содержащие сведения о совершении преступлений и лицах, их совершающих (сайты криминальных структур, через которые распространяется социально опасная информация, реализуются предметы, запрещенные к обороту, ведется пропаганда криминального образа жизни, вовлекаются в противоправную деятельность новые участники и т.п.);
  • места сетевого общения (закрытые сетевые форумы и чаты, сообщества криминальной направленности в социальных сетях и др.) криминально настроенных лиц и их персональные страницы в социальных сетях.

Оперативно значимая информация на указанных объектах может концентрироваться в виде следов противоправной деятельности, ссылок на материалы, запрещенные к распространению, сообщений лиц, осведомленных об обстоятельствах подготовки и совершения преступлений. Среди направлений получения оперативно значимой компьютерной информации особое место занимает обнаружение и контроль сетевых каналов коммуникации, задействованных преступниками для координации действий с использованием электронной почты, средств обмена сообщениями, приложений VoIP (Интернет-телефонии), мессенджеров и т.п.

Количество сетевых сервисов, обеспечивающих текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами через Интернет, постоянно увеличивается (ICQ, Skype, WhatsApp, Viber, Telegram и др.), причем многие из них предоставляют услуги шифрования передаваемых данных. Оперативно значимая информация может быть получена в виде выборок, генерируемых по заданным условиям при анализе сведений из различных баз данных, формируемых в информационных системах государственных органов и коммерческих структур, в том числе банков и операторов связи.

Итак, с учетом изложенного можно считать, что содержание ОРМ «получение компьютерной информации» связано с применением особых способов доступа к перечисленным выше информационным источникам для достижения указанного в названии мероприятия результата.

К таким способам, в частности, могут быть отнесены следующие:

  • Негласное применение специального программного обеспечения и оборудования для скрытного съема данных с компьютерных устройств, потенциально содержащих оперативно значимую информацию, включая негласный дистанционный доступ к компьютерам, имеющим сетевое подключение. Речь здесь, как правило, идет о доступе к информации, которую разрабатываемые лица размещают на закрытых сетевых ресурсах или хранят в своих компьютерных системах и, возможно, не намереваются куда-либо передавать.
  • Оперативно-розыскной мониторинг представляющих оперативный интерес сетевых информационных ресурсов, реализуемый через: автоматизированный поиск ресурсов, содержащих запрещенную к распространению информацию; оперативно-розыскное изучение материалов выявленных ресурсов, связанных с деятельностью преступных сообществ; наблюдение за закрытыми для общего доступа местами сетевого общения криминальной направленности.
  • Негласная установка в компьютерные устройства разрабатываемых лиц специального программного обеспечения, позволяющего фиксировать содержание осуществляемых с этих компьютеров сеансов связи. При этом формирование файлов с информацией о содержании таких сеансов связи, скрытно направляемых на определенный сетевой адрес, происходит на обозначенном компьютере в отличие от ОРМ «снятие информации с технических каналов связи», где информация снимается с каналов связи в процессе ее передачи с использованием предоставляемой оператором связи возможности подключения к указанным каналам.
  • Применение аналитического программного обеспечения для выявления оперативно значимой информации в базах данных различного назначения. В простейших случаях соответствующие выборки могут представляться по запросу ОРО, в рамках ОРМ «наведение справок». Однако есть ситуации, когда субъект ОРД заинтересован в получении от владельца базы данных непосредственного доступа к ней для обнаружения сложных неявных связей между объектами оперативного интереса путем анализа массивов неструктурированных данных из различных источников.

Рассматриваемое ОРМ, согласно части второй ст. 8 ФЗ об ОРД, отнесено к числу ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, и его проведение допускается на основании судебного решения. Той же статьей допускается возможность осуществлять получение компьютерной информации без судебного решения по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД (связанным с необходимостью на длительной основе организовывать и проводить работу по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД) при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)