Общий и ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Понятие контроля за оперативно-розыскной деятельностью, субъекты его осуществляющие, их компетенция. В словаре русского языка под контролем понимается проверка, а также наблюдение с целью проверки. ФЗ РФ «Об ОРД», исходя из субъектов его осуществляющих, предусматривает несколько видов контроля за ОРД.

Так в ст. 20 данного закона сказано, что контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Кроме этого ст.22 закона предусматривает ведомственный контроль, который предполагает персональную ответственность руководителей органов, осуществляющих ОРД, за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Президент РФ осуществляет контроль за ОРД в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Согласно ст. 80-90 Конституции важнейшей функцией Президента является то, что он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

В частности, в круг основных полномочий Президента в сфере обеспечения безопасности России входит следующее:

  • он формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка, осуществляет подготовку решений Президента РФ, касающихся состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, он вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент как высшее должностное лицо государства осуществляет стратегический контроль за сферой ОРД, практическим исполнением Закона в двух основных формах: непосредственный контроль Президента и контроль через соответствующие президентские структуры. Непосредственный контроль на федеральном уровне Президент осуществляет, в частности, при отборе и расстановке руководящих кадров силовых министерств. Президент вправе заслушивать отчеты и информации руководителей Министерств, других должностных лиц, выносить вопросы, связанные с ОРД, на рассмотрение Совета Безопасности, участвовать в работе Всероссийских совещаний, осуществлять иные контрольные полномочия.

Значительную роль в обеспечении президентского контроля принадлежит Администрации Президента РФ. Согласно Положению об Администрации, утвержденному соответствующим Указом Президента РФ, она осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента, в том числе касающихся ОРД.

Интересно
Важные функции по осуществлению президентского контроля в Администрации Президента осуществляет Главное контрольное управление (ГКУ), призванное проверять исполнение федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и готовить на этой основе информацию для Президента.

ГКУ в этой части подлежит изучение и оценка: полноты и эффективности исполнения оперативно-розыскными органами ФЗ закона об ОРД, соответствия ведомственных механизмов организации ОРД задачам борьбы с преступностью в стране, состояние ведомственной нормативной правовой базы ОРД, ее соответствия федеральному законодательству, уровня профессионализма субъектов ОРД, а также – обеспечение государственными органами и органами местного самоуправления гарантий правовой и социальной защиты, установленных для субъектов ОРД. Президентскому контролю подлежит также исполнение изданных им правовых актов и поручений по вопросам, связанных с ОРД.

Президентский контроль за ОРД в субъектах РФ осуществляется также через институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. В процессе своей деятельности полномочный представитель и соответствующий аппарат представительства, в первую очередь окружные инспекции вправе осуществлять контроль за выполнением федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента, но в пределах федерального округа. Федеральное Собрание РФ также является одним из субъектов, осуществляющим контроль за ОРД, в целях оценки общей ситуации, складывающейся с исполнением и соблюдением Закона об ОРД в стране.

Информация о состоянии исполнения Закона формируется на основе работы с избирателями, заслушивание руководителей силовых министерств и служб России на заседаниях палат, комитетов и комиссий Федерального Собрания, подготовки изменений и дополнений в законодательство об ОРД. Контроль со стороны законодателя за ОРД является важнейшим элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении.

К формам парламентского контроля принято относить деятельность членов Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, а именно:

  • законотворческую работу, связанную с формированием законодательства, регламентирующего правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности, включая поправки (изменения и дополнения) в ФЗ «Об ОРД»;
  • участие в формировании и принятии федерального бюджета, содержащего статьи по выделению средств ведомствам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  • парламентские слушания по вопросам, касающимся оперативно-розыскной деятельности;
  • деятельность Счетной палаты по проверке исполнения бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности;
  • участие в работе комиссий и комитетов, затрагивающих вопросы оперативно-розыскной деятельности;
  • проведение парламентских расследований и депутатские запросы, касающиеся оперативно-розыскной деятельности.

Этот вид контроля, также как и первый, опосредован, так как, во-первых, происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета (см. ч.5 ст.101 Конституции), отдельные статьи которого предусматривают выделение финансовых средств тем или иным государственным органам, осуществляющим ОРД (см. ст.19 ФЗ «Об ОРД»), во-вторых, через возможности счетной палаты, образуемой Государственной Думой и Советом Федерации. Кроме того, Федеральным законом от 5 июля 1999 года № 133 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» специально оговорено, что вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в ОРД органов дознания не допускается.

Третьим субъектом общего контроля является Правительство России. Именно оно осуществляет исполнительную власть России (см. ч. 1 ст. 110 Конституции). Полномочия Правительства определены Конституцией (см. ст. 114) и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года № 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Оно наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безопасности России.

Правительство компетентно проверять полноту и эффективность использования правоохранительными органами предоставленных им полномочий по ведению ОРД. Эти функции реализуются в процессе анализа соответствующей информации, имеющейся в распоряжении Правительства, заслушивание докладов и отчетов на его заседаниях руководителей министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД.

Одним из направлений контрольной деятельности Правительства в этой связи может быть проверка соответствия ведомственных актов, регулирующих ОРД, Конституции, Федеральному законодательству, соответствующим постановлениям, распоряжениям Правительства. К компетенции Правительства относится также проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, которая осуществляется Минфином России.

Вместе с тем следует учитывать, что, согласно ст. 32 закона о Правительстве РФ, именно Президент руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел и некоторых других, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положение о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Правительство же только координирует деятельность этих федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем в сферу президентского контроля, как и контроля Федерального собрания РФ и Правительства РФ, не могут входить законность и обоснованность деятельности субъектов ОРД по конкретным делам. При этом названные государственные органы власти не вправе вмешиваться и в тактику ОРД, контролировать правомерность проведения конкретных ОРМ, работу по делам оперативного учета, а также с негласным аппаратом. Перечисленные органы к тому же не вправе по этим направлениям ОРД давать какие-либо обязательные указания. Все это обеспечивает необходимую автономию правоохранительного механизма ОРД.

Вопросы обеспечения законности и прав граждан в сфере ОРД во многом отданы ведомственному контролю в лице руководителей органов, осуществляющих ОРД. Правовой основой ведомственного контроля является ст. 22 ФЗ «Об ОРД», которая гласит: «Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий». Кроме того, целый ряд норм, регламентирующих этот вопрос, закреплен в ряде ведомственных нормативно-правовых актов.

Ведомственный контроль представляет собой деятельность руководителей оперативно-розыскных органов по контролю за законностью действий должностных лиц оперативных подразделений, осуществляющих ОРД, в целях решения задач этой деятельности, эффективного применения сил и средств ОРД, обеспечения прав и свобод граждан, организуемый и осуществляемый в порядке, установленном законодательством и подзаконными нормативными актами.

Ведомственный контроль не может подменять или устранять осуществление в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами и федеральными законами президентский, парламентский, правительственный контроль, а также прокурорский надзор за ОРД.

Цели ведомственного контроля:

  • определения соответствия ОРД требованиям законодательства РФ, а также соответствия ведомственных нормативных актов, регламентирующих эту деятельность;
  • своевременное предупреждение и вскрытие недостатков, изучение и распространение передового опыта;
  • обеспечение собственной безопасности и безопасности лиц, содействующих оперативным подразделениям субъектов ОРД на конфиденциальной основе.

В ходе ведомственного контроля проверяются и оцениваются соблюдение законности при осуществлении ОРД; своевременное и обоснованное проведение оперативно-розыскных мероприятий; достижение конкретных целей этих мероприятий; своевременное и обоснованное оформление материалов предварительной оперативной проверки и дел оперативного учета, принятие по указанным делам обоснованных итоговых решений; правильное использование конфиденциального содействия граждан; возникновение споров между сторонами в процессе их конфиденциального сотрудничества; соблюдение требований конспирации; своевременное и качественное рассмотрение жалоб по проведенным ОРМ; иные вопросы ОРД.

Данный контроль осуществляется также путем утверждения руководителями оперативно-розыскных органов служебных документов, планов на проведение ОРМ и мер по обеспечению собственной безопасности и безопасности лиц, содействующих оперативным подразделениям на конфиденциальной основе, проверки указанных в этих документах сведений и внесения при необходимости в них соответствующих коррективов, заслушивания оперативных подразделений о результатах ОРД на коллегиях, совещаниях и в индивидуальном порядке.

Интересно
Соответствующие руководители ежеквартально анализируют состояние работы с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие, оценивают результаты и принимают конкретные меры к повышению ее эффективности. По результатам контроля вышеуказанный руководитель может давать подчиненному сотруднику оперативного подразделения устные, либо письменные указания.

В отдельных случаях руководитель оперативного подразделения в пределах своих полномочий может создавать комиссии (рабочие группы) по проверке и оказанию практической помощи оперативным подразделениям по конкретным вопросам ОРД. Руководитель оперативного подразделения, обнаруживший в процессе контроля допущенные при проведении ОРМ нарушения прав и законных интересов физических или юридических лиц, обязан принять меры по восстановлению этих прав и интересов, возмещению причиненного вреда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)