Общественная мысль о путях культурного развития России

Развитие русской культуры в Новое время во многом определялось состоянием и направленностью общественно-политической мысли. В перв. пол. XVIII в. она представлена именами Ф.Прокоповича, А.Д. Кантемира, В.Н. Татищева, И.Т. Посошкова, М.В. Ломоносова. Во втор. пол. XVIII в. – важнейшим направлением общественной мысли явилось просветительство. Возможность преобразования общественной жизни на разумных началах во главе с философом на троне разделяли и представители консервативной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов), и дворянско-либеральной оппозиции (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин и др.).

Нарастающие противоречия русской действительности, которые наиболее болезненно проявлялись в сохранении крепостного права, вызывали большую обеспокоенность передовой интеллигенции, что нашло свое выражение в публицистических и литературных трудах (например: в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»). Русские противоречия на религиозно-нравственной основе неудачно пытались разрешить масоны (30-е гг. XVIII в. – 1822 г.).

Одной из центральных проблем, которая волновала образованные круги общества, интеллигенцию, ученых, было состояние русской культуры, внутренние противоречия ее развития. В XIX в. эти проблемы нашли отражение и в философских сочинениях и в литературных произведениях, что более характерно для России. В центре этих размышлений был вопрос о соотношении этнической (народной) и национальной культуры, «русская идея», культурные заимствования, культурные контакты с Западной Европой.

Для общественно-политической мысли XIX в. были характерны политическая дифференциация и радикализация. Идеи декабристов, охранителей, славянофилов, западников, революционных демократов, социалистов – утопистов, народников, социал-демократов освещались в периодической печати, отражались в художественных произведениях. Представители всех направлений предлагали свой вариант преодоления противоречий, дальнейшего социального и культурного развития России.

Позиция правительства нашла выражение в идее, сформулированной графом С.С. Уваровым, в знаменитой триаде «самодержавие, православие, народность». Идеи официальной народности были развиты литературоведом С.П. Шевыревым и историком М.И. Погодиным, излагались публицистами охранительного направления (Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч), нашли отражение в литературе (М.П. Загоскин, Н.В. Кукольник).

Интеллигенция и культура

В эпоху Нового времени в России появился сначала немногочисленный, но постоянно растущий слой образованных людей, профессионально занимающихся духовной и просветительной деятельностью в разных областях. Это были ученые, педагоги, врачи, юристы, инженеры, учителя, художники, литераторы, книгоиздатели и т.д., – которые составляли интеллектуальную элиту России. Именно они были выразителями общественных идей, духовными наставниками российского общества, носителями высоких духовно-нравственных ценностей. Этот слой, сформировавшийся на рубеже XVIII-XIX вв., получил название интеллигенция. Термин «интеллигенция» ввел в 60-е годы XIX в. писатель П.Д. Боборыкин. Интеллигенция оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию.

Ее характерной чертой являлась оппозиционность существующему режиму. В отличие от Запада, где интеллигенция стояла, по всеобщему мнению, «над классами», в России она находилась «между классами». Если по отношению к властям интеллигенция чаще всего стояла в оппозиции, то по отношению к народу она постоянно испытывала чувство вины, которое приводило интеллигенцию на путь служения, учительства, помощи народу. Служение реализовывалось в разных формах: как государственная служба, всегда считавшаяся в России привилегированным и почетным делом, связанным с гражданским подвигом служения Отечеству; работе в земских учреждениях образования, культуры и здравоохранения; как активное участие в общественной жизни; как нравственное просвещение народа, стремление и готовность пострадать за него.

Эта тенденция проявлялась в форме «хождения в народ», в массовом движении народничества. Народничество захватило в конце XIX в. многих. В музыке оно расцвело в творчестве композиторов «Могучей кучки». В живописи это мировоззрение проявилось в картинах передвижников. В литературе оно достигло своей вершины в поэмах Н.А. Некрасова. После революции 1905-07 гг. народничество сошло на нет. Его потеснили другие политические течения.

Проявления оппозиционности, формы и методы борьбы с самодержавием были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикальной революционности). Интеллигенция играла центральную роль в общественной и культурной жизни России особенно в пореформенный период.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)