Общества трезвости

Любезный N.
Истекшие два года ознаменовались повсеместным возникновением обществ трезвости. Ужасающее усиление пьянства во всех сословиях вызвало эту форму борьбы против возрастающего зла. Инициатива некоторых усердных деятелей пошла навстречу назревшей потребности, и доброе дело с каждым днем разрастается.

На это явление тотчас обратило внимание наше высшее духовное начальство: епархиальные архиереи и сам Св. Синод. Духовенство, и городское и сельское, настойчиво побуждается принять дело в свои руки, способствовать борьбе с пьянством и словом, и примером, и основанием при церквах общин трезвости.

Ничто не может быть разумнее такого отношения к делу наших духовных властей. Действительно, борьба с пьянством есть дело по преимуществу пастырское. Привести к результатам благотворным и прочным она может только если она ведется на почве религиозной, в
формах, освященных Церковью. Желательно, прилично ли, чтобы в этом деле, по существу своему входящему в круг деятельности пастырской, на первый план выдвигались миряне, подобные мне, или даже люди, прямо враждебные Церкви, как гр. Л. Н. Толстой?

Но в побуждениях, исходящих от высшего духовного начальства, заключается и некоторая опасность. Приходское наше духовенство привыкло смотреть на подобные архипастырские увещания с точки зрения канцелярской, как на бумаги «к исполнению», и при
таком взгляде «исполнение» это рискует сделаться карикатурою предначертаний высшего духовного начальства.

Говорю не на основании одних только предположений. Уже теперь многие священники, преданные неумеренному употреблению спиртных напитков, ничто же сумняшеся и не думая изменять своего образа жизни принялись усиленно проповедовать против пьянства и заводить общества трезвости.

Разумеется, такая проповедь возбуждает в слушателях только смех, такие общества трезвости существуют только на бумаге (в члены такими священниками обыкновенно записываются дети да немногие взрослые прихожане, не употребляющие водки, десяток таковых можно найти во всяком приходе).

Этим путем только усиливается соблазн, производимый пьянством священника. Но «бумага» очищена. Произнесено столько-то проповедей. Основано общество, и членов в нем числится столько-то. Пишу Вам об этом для того, чтобы обратить Ваше внимание на зло, несравненно более глубокое и общее, чем самое пьянство вашего духовенства. Зло это – та ложь, коею проникнуты все отношения его  и к начальству, и к пасомым. Наши сельские батюшки громко исповедуют что «ложь (а не ложъ) конь во спасение», придавая этому изречению Псалмопевца чрез превращение подлежащего в сказуемое кощунственный смысл поощрения ко лжи…

Это толкование я своими ушами слышал от нашего отца благочинного на экзамене в сельской школе – и сгорел от стыда, но скандала поправить не мог, ибо спорить значило бы его подчеркнуть.

Ради Христа, обратите на это зло все Ваше внимание, боритесь, победите его в Вашей будущей учительской и пастырской практике. Увы! В педагогической практике духовно-учебных заведений первым, постоянным поводом ко лжи служит именно пьянство учащих и учащихся.

Интересно
Пить водку воспитанникам абсолютно воспрещено. Но они пьют, и помешать этому пьющие наставники не в силах… Отсюда преступное снисхождение, лицемерное укрывательство зла, отсюда гибель целых поколений служителей алтаря. Сжальтесь над будущими Вашими воспитанниками, будущими пасомыми.

Сохраните за собою свободу спасать их от опасности, постоянно им грозящей. Спасти их можете только Вы – не полицейскими мерами, не красными речами, а только примером Вашей жизни. Пустое ли, праздное ли дело я предлагаю Вам? Да поможет Вам Бог совершить его!

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)