Организация сельской школы

В заключение этих заметок необходимо остановиться на вопросе, от решения которого должен зависеть весь наш взгляд на сельскую школу. Что дает эта школа своим ученикам? Чем отражается учение на их последующей жизни, материальной и нравственной? При решении этих вопросов можем принимать в соображение лишь школы хорошие. Результаты учения в школах плохих могут сводиться к нулю, и такие школы имеют значение лишь постольку, поскольку легче улучшить школу существующую, чем основать новую.

Итак, присмотримся к заурядному ученику школы хорошей. Прежде всего он отличается от своих безграмотных односельчан более правильною русской речью. Отличие это немаловажно. С ним сопряжено более точное понимание речи образованных классов, речи письменной, литературной. Это приобретение в бесчисленных случаях обыденной жизни приносит ему практическую пользу.

Оно не оцененно, как средство к дальнейшему расширению его умственного кругозора. Во-вторых, он приобрел способность писать письма и при должном указании – те деловые бумаги, которые бывает нужно писать в крестьянском быту. В-третьих, он приобрел способность читать для своей забавы, для своего поучения и назидания, и эта способность приносит пользу не только ему, но и окружающему его безграмотному люду. Грамотных парней зимой по деревням много заставляют читать вслух на посиделках, во время долгих ночных работ.

Наконец, и это всего важнее, то искреннее благочестие, тот интерес к вопросам веры и духа, который вынесли из дома и внесли в сельскую школу ее ученики, в ней становятся сознательнее и глубже, становятся могучими будильниками ума и впоследствии поддерживают те навыки и знания, которые приобретены ими в школе.

Духовная жажда становится для них главным побуждением не только к чтению, но и к писанию, находящему в их быту так мало постоянных практических приложений. В свободные минуты они с величайшей охотой переписывают молитвы, духовные стихотворения, отрывки церковно-назидательного содержания. Понимание церковнославянского языка, знакомство с богослужением, способность участвовать в нем пением или чтением привязывает их к церкви.

Крестьянина, прошедшего через школу, в которой отведено должное место церковному элементу, нелегко совратить в раскол. В материальном отношении школьная грамотность приобретает особую важность для тех крестьян, которые ищут занятий в городах, а также для поступающих в военную службу.

Независимо от двухгодовой льготы она значительно об легчает им эту службу, в большинстве случаев доставляя им должность инструктора, полкового писаря и т.п. Вот что выносит из хорошей школы заурядный ученик, ограничивающий ею свое умственное образование, и, право, уже из-за этого результата стоит потрудиться. Но им не ограничивается то, что может почерпнуть мальчик, одаренный прилежанием и способностями, превышающими средний уровень.

Интересно
Для такого мальчика сельская школа может сделаться первым шагом к дальнейшему умственному развитию, может служить ступенью к выходу в иные сферы жизни. Мальчик, поступивший в сельскую школу рано, легко может перейти в первый или приготовительный класс гимназии. Уже теперь в наших провинциальных гимназиях начинают появляться дети зажиточных крестьян. Возможность эта важна ввиду тех исключительных случаев, в которых желательно довести крестьянского мальчика до высшего образования. Но спешу прибавить, что в большинстве случаев крестьянский мальчик может только проиграть от помещения в наши среднео бразовательные заведения.

Окончательный бесповоротный разрыв с крестьянской средою, неизбежный при таком шаге, редко вознаграждается приобретением истинного образования. Говорю это не в укор нашему гимназическому преподаванию. Но таково неизбежное следствие отношений, установленных между нашей учебной системой и государственной службою, взглядом на учебное дело, развившихся под ее влиянием в нашем быстро разрастающемся полуобразованном обществе.

В силу этих условий наши средние учебные заведения, отчасти и высшие, все более становятся рассадниками не просвещения, а чиновничества. Вот почему они переполнены, почему они плодят недовольных, почему не окончить в них курса становится истинным бедствием. Ведь знания, приобретаемые в них – в глазах учащихся и их родителей, – ничто. Все дело в дипломе, в служебных правах. Знание латинских спряжений, не увенчанное получением 14-го класса, считается таким горем, что наталкивает наших сбитых с толку гимназистов на всякие безумства, до самоубийства включительно. Редкий крестьянин имеет терпение и средства довести своего сына до окончания гимназического курса.

Неполный курс прививает к нему гораздо более несбыточных желаний, чем истинных знаний. Даже при окончании курса учение в большинстве случаев бросает его в слишком многочисленную уже голодающую и ненасытную армию наших мелких чиновников.

Нельзя упрекнуть наше образованное общество в равнодушии к материальным нуждам меньшей братии. В этом отношении оно не отстало от правительства. Стоит вспомнить освобождение крестьян, историю нашего земства, обратить внимание на весь тон нашей текущей литературы, чтобы в этом убедиться. Сделано многое, готовится большее.

Если эти заботы нашего образованного общества до сих пор не повели к его сближению с нуждающеюся духовно и вещественно массою, к лучшему взаимному пониманию и единению, то это именно потому, что они до сих пор почти исключительно были направлены на удовлетворение нужд материальных. Касались эти заботы и народного образования, но опять-таки преимущественно с точки зрения народного благосостояния, а не внутреннего просвещения народа.

Мы как бы отмежевали для себя область интересов духовных – умственных, нравственных и художественных, в молчаливом предположении, что в этих сферах у нас с народом единения быть не может. В этом-то высокомерно-доброжелательном отношении нашем к народу – вся наша беда. Нас болезненно поражают в наших крестьянах неизбежные следы прошлого, и мы не замечаем, что мы сами остались благодетельными помещиками времен крепостного права.

Нет, именно в этой забытой нами области, в сфере интересов духовных возможно то единение, которого мы тщетно ищем в сфере материальной. Над всеми неравенствами, созданными историей, царит великое равенство перед Богом. Сознать это равенство, терпеливо, упорно бороться против всего, что затемняет его, против невежества масс, в котором мы сами виновны, против собственного высокомерия, отнимающего у нас и то, что сумели сохранить эти темные массы, – это долг всякого мыслящего христианина, долг, грозно напоминаемый нам обстоятельствами настоящего времени.

Итак, мой благосклонный читатель, загляните в ту сельскую школу, которая у вас под руками. Вы ей нужны, и она вам нужна. Помогите ей по мере ваших сил. В девяти случаев из десяти она нуждается во всем, начиная от грошовой помощи чернилами и бумагою и кончая тысячами, нужными на ее вечное обеспечение.

Но дороже всяких материальных пожертвований будет доброе слово, сказанное вами учащим и учащимся, искренне участие к их трудам, к их нуждам духовным. Говорю это по опыту. Много денег по незнанию, по легкомыслию истратил я бесплодно. Всякое евангельское слово, сказанное с любовию, в сознании моего бессилия, принесло плод сторицею.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)