Общая статистика смертей

Каждый год в мире, по разным оцекам, умирает от 50 до 55 миллионов человек. По данным ООН (на начало 1991 г.), в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллиона человек.

Из них 750 тысяч умирают насильственной смертью (включая дорожно-траснспортные проишествия), 130 тысяч кончают самоубийством, а остальные становятся жертвами различных  заболеваний. В России в 1990 г. умерли 1 655 993 человека.

Помещение ребенка в детский дом серьезно изменяет его ролевой репертуар. Из него исчезают самые главные и самые необходимые на первых этапах жизни статусы – любимого сына, родного брата или сестры, племянника, прощаемого всеми шалуна и непоседы.

Их место заполняют такие статусы и роли, которые скроены по меркам совсем иных возрастов – молодежного, зрелого и пожилого. Что называется, костюмы с чужого плеча.

Новая жизнь включает в себя момент постоянного ожидания (встречи с родителями, перевода в другую группу, другой детский дом). Прежде всего это связано с ожиданием утраченной матери, которая, как они надеются, вот-вот придет за ними и куда-то уведет их.

Несмотря на то, что ребенок со временем обучается жить в детском доме, тем правилам, которые здесь царят, эта среда является искусственно созданной педагогами, психологами, врачами, социальными работниками.

В детском доме дети до выхода из него живут на всем готовом, все за них делает кто-то другой. Кто-то им готовит еду, кто-то им покупает одежду.

А это грозит тем, что при выходе из детского дома воспитанникам вновь придется пережить психологический перелом. Адаптация к большому обществу, из которого их когда-то изъяли, затем долгое время держали в изоляции от него, кажется им непривычным

Ролевой репертуар вновь меняется. Только по видимости они готовы к исполнению взрослых ролей, поскольку 10-15 лет их окружали взрослые люди – сотрудники интерната или детдома.

По существу же они не знают, какие роли могут играть в этом большом обществе, какие роли от них ожидают окружающие, они не знают, как выглядит обыденная жизнь потому, что с этими <окружающими> они никогда не сталкивались.

Важнейшая психологическая особенность детей-сирот, установленная в результате многочисленных наблюдений и исследований, заключается в стремлении к избыточной компенсации недостающего родителя и переносе его искомого образа на других людей.

Дети, воспитывающиеся без родителей, ищут заместителя родителя (защитника, покровителя, опекающего) в каждом взрослом и старшем.

Они не избирательно, безоглядно доверяются каждому, обратившему на них малейшее внимание, тем более проявившему благожелательность и хотя бы намек на заботу. На каждого, кажущегося им сильным и умным, они как на Бога перекладывают все свои трудности и горести, все житейские проблемы.

Многие, посетившие детский дом, встречаются с ситуацией, когда маленькие дети с отчаянной надеждой бросаются на каждого приходящего с криками “Мама! Папа!”. Это так называемый поисковый синдром сироты, и синдром этот сохраняется пожизненно, в преобразованных формах он продолжается и у сирот совершеннолетних, даже у пожилых.

Согласно полученным социологами и психологами данным, при изъятии ребенка из кровной семьи, не только общество несет значительную экономическую нагрузку, не только ребенок испытывает психолого-медико-социальный дискомфорт, но и сама семья для общества становится потерянной, так как родителей ничто уже не удерживает от социального падения, и вернуться в нормальное состояние ей практически невозможно.

Семья без детей превращается в асоциальную ячейку общества. Родители, бросившие детей, оказываются в итоге брошенными сами.

Дом ребёнка отучает мать от младенца, а затем может разлучить навсегда. Не все женщины за время пребывания ребёнка в государственном учреждении могут устроить свою жизнь, прописаться, найти постоянную и хорошо оплачиваемую работу.

Поэтому за ребёнком не возвращаются. Кроме того, женщине без прописки ребёнок не возвращается. В такую ситуацию попадают женщины, приезжающие на заработки из соседних государств, вернувшиеся из тюрьмы, а так же одинокие и из числа сирот.

Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия.

Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РФ, и их ставят на полное государственное обеспечение.

Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решаются с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении.

Скажем, ребенка до 3-х лет обычно помещают в Дом ребенка. Затем его переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и др. государственные учебные или лечебные учреждения.

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, которые не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство.

По отношению к ним употребляется также понятие <дети, оставшиеся без попечения родителей> – это сироты, или те дети, которые не могут более оставаться с родителями, потому что те от них отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, или пагубного или пренебрежительного отношения родителей.

Сюда также включают детей-инвалидов, которых родители отдали на попечение государства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, проживают в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, и в учреждениях для инвалидов.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает предоставление им за время пребывания в соответствующем госучреждении бесплатного питания, обмундирования и общежития или возмещение их полной стоимости при отсутствии хотя бы одного из этих видов обеспечения.

Однако если судить по результатам эмпирических исследований и данным статистики, государственное содержание и государственная опека над сиротами, куда ныне вовлечены немалые денежные ресурсы, заняты сотни тысяч человек и функционируют тысячи всевозможных учреждений, далеко не во всем эффективны и выполняют возложенные на них функции.

Государство неспособно справиться с сиротством в трех самых главных и самых болевых его точках, а именно:

• В период появления сиротства (неблагополучные семьи, обнищание населения, духовный кризис общества);
• В период прохождения повторной социализации ребенка в госучреждении (детдом, интернат);
• В постинтернатный период – на выходе из системы госопеки и начала самостоятельной жизни.

Социализация охватывает все этапы человеческой жизни, но ее фундамент закладывается в детстве. От этого фундамента зависят качества ребёнка – лидера или жертвы общественной системы.

От того, каким будет это детство, где оно происходит, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности.

Социализацию можно считать удавшейся, если человек органично включен в социальные отношения и нормально функционирует во взрослых социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности.

Подобное возможно только в случае, если социализация протекала в полноценной семье.
Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах.

В трудах российских и зарубежных психологов показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребенка.

Дети, которые попадают в печальную <сиротскую> статистику – это дети с серьезными проблемами здоровья, отягощены алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением.

Они педагогически запущены, у них нарушена психика, а диагнозы <аутизм>, <задержка психического развития>, <олигофрения в степени дебильности> не так уж и редки.

Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: несчастный случай, унесший жизни родителей; отказ родителей воспитывать своего ребенка; изъятие ребенка из семьи по социальным показаниям – в этих случаях ребенок становится социальным сиротой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)