Общая характеристика органов судебной власти

Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. Судебная власть – это ветвь государственной власти в Российской Федерации (наряду с законодательной и исполнительной), основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице судей, и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе осуществлять правосудие.

Правосудие – это деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в порядке конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства юридических вопросов (дел) и применению на основе закона государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.

Главное предназначение судебной власти – обеспечение права граждан на судебную защиту. Известный английский правовой принцип: «право есть там, где есть защита», отображает самое существо деятельности судов и их место в системе государственной власти любой страны.

В Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – ФКЗ «О судебной системе РФ») закреплены принципы функционирования судебной власти, которые призваны создать необходимую правовую основу для реализации этого высокого предназначения судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  • независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и Федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  • законность, выражающаяся в том, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  • обязательность судебных постановлений (ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  • состязательность процесса и равноправие сторон в судебном процессе (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ);
  • равенство всех перед законом и судом (ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  • участие граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  • гласность судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ; ст. 9 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  • презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ);
  • невозможность повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ);
  • принцип национального языка судопроизводства (ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

В соответствии со ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Судебная система РФ устанавливается Конституций РФ и федеральным конституционным законом, а создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Все судебные органы, действующие в Российской Федерации, могут быть объединены понятием судебной системе.

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Все основные вопросы, связанные с организацией и построением российской судебной системы, регламентируются нормативными актами, обедающими силой закона. Общие положения о судебной системе закреплены в Конституции РФ в отдельной главе 7 «Судебная власть».

Более детально структура судебной системы определяется предписаниями ряда федеральных, в том числе конституционных, законов от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации» и др.

В Российской Федерации существует единая судебная система, которая включает в себя федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

В свою очередь, федеральные суды сами по себе являются весьма сложной системой, которая объединяет:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • система федеральных судов общей юрисдикции: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;
  • система федеральных арбитражных судов: арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные суды.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Иерархическая структура отечественных судебных органов может быть представлена в виде следующей таблицы:

Вопросы конституционного устройства РФ, толкования Конституции РФ, проверки соответствия федеральных законов Конституции РФ и другие вопросы рассматриваются Конституционным Судом РФ. Аналогичные вопросы на уровне субъектов Российской Федерации, связанные с конституциями или уставами субъектов РФ, их толкованием, применением, рассматривают конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Арбитражные суды рассматривают споры, вытекающие из гражданских и административных правоотношений, возникающих в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

Суды общей юрисдикции рассматривают административные, гражданские дела с участием граждан, уголовные дела. Важным вопросом, раскрывающим общую характеристику судебной системы РФ, является компетенция суда.

Компетенция суда – это предусмотренная законами совокупность прав и обязанностей суда при осуществлении функций судебной власти. Компетенция раскрывается через подведомственность и подсудность.

Выделенные в судебной системе РФ виды судов рассматривают и разрешают установленные законом виды споров и вопросов. Для правильного определения и разграничения этих споров и вопросов между видами судов используется понятие подведомственность. Так, например, споры между предпринимателями, как правило, разрешаются в арбитражных судах, а споры между гражданами – в судах общей юрисдикции.

С понятием подведомственности связано понятие подсудности, которое раскрывает связь конкретного дела или спора, рассматриваемого по существу, с конкретным судом или структурным подразделением суда.

Подсудность – это свод правил, указывающих, в каком именно суде нужно рассматривать то или иное дело.

Например, гражданские споры о разделе имущества между гражданами стоимостью до 50 тыс. рублей рассматриваются мировыми судьями, а свыше этой суммы – районными судами. Рассматривая судебную систему России, представляется особенно важным выделить полномочия Конституционного Суда РФ и дать общую характеристику правового положения судов общей юрисдикции и арбитражных судов в Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)