Общая характеристика и пути совершенствования правового статуса уполномоченного по правам человека в РФ

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена с целью осуществления на территории России контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных международными нормативными правовыми актами и российским законодательством.

Интересно
Важно отметить, что деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, но не подменяет, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод индивида.

Он должен собственными средствами способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию российского законодательства о правах человека и гражданина, а также приведению этого законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, которые могли бы повлиять на принимаемые им решения. Законодательный мандат на осуществление государственной защиты прав человека не наделяет Уполномоченного по правам человека какими-либо властными полномочиями.

Он использует в своей деятельности только методы убеждения, которые присущи правозащитным объединениям, институтам гражданского общества, в связи с чем его решения не могут являться предметом обжалования.

Независимость Уполномоченного по правам человека обеспечивается и тем, что его деятельность при введении режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращается и не приостанавливается.

На должность Уполномоченного по правам человека Государственной Думой назначается лицо, являющееся гражданином России, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт правозащитной деятельности.

При вступлении в должность Уполномоченный по правам человека приносит присягу, текст которой хранится в Государственной Думе. Это призвано продемонстрировать морально-политическую ответственность Уполномоченного по правам человека перед назначающей его палатой парламента.

Находясь на своем посту, Уполномоченный по правам человека не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, находиться на государственной службе, а также заниматься политической и коммерческой деятельностью.

Исключение составляют только преподавательская, научная и иная творческая деятельность.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации может быть досрочно освобожден от исполнения полномочий в случаях:

  • если им не прекращена в течение 14 дней со дня вступления в должность деятельность, которая не совместима с его постом;
  • получено гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • в отношении Уполномоченного по правам человека вступил в законную силу обвинительный приговор суда;
  • если он не способен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение четырех месяцев подряд;
  • в случае подачи им самим заявления о сложении полномочий.

Деятельность Уполномоченного по правам человека по восстановлению нарушенных прав граждан, как правило, осуществляется в связи с получением им жалобы от гражданина.

Причем в целях ограждения его от тех обращений, которые могут и должны быть рассмотрены в других инстанциях, законодатель счел нужным конкретизировать порядок обращения к нему с жалобой.

Жалоба может быть подана Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих только после того, как гражданин обжаловал решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но остался не согласен с принятым решением.

Данное ограничение является необходимым и направлено на то, чтобы сделать институт российского омбудсмена жизнеспособным, ибо отказ от подобной нормы может обернуться лавиной обращений граждан к «народному заступнику», что парализует его деятельность.

Ежегодно к Уполномоченному поступает большое количество заявлений и обращений, причем с каждым годом число жалоб не уменьшается.

Так, в начале деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998 г. к нему поступило 6978 обращений и жалоб, а в 1999 г. эта цифра возросла до 22 815, к 2008 г. количество жалоб увеличилось до 27 577, в 2014 г. число жалоб и иных обращений граждан составило 32 382.

Уполномоченный по правам человека не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, не допуская вмешательства в сферу отправления правосудия, он вправе проверить по любому уголовному или гражданскому делу, делу об административном правонарушении, рассмотренному судебными органами, решение по которому вступило в законную силу, соблюдение таких конституционных прав человека, как, например, право на равенство всех перед судом, на гарантию судебной защиты прав и свобод человека, на получение квалифицированной юридической помощи, на обеспечение потерпевшим доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Интересно
Российский закон, регламентирующий правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, устанавливает общее правило, в соответствии с которым жалоба может быть подана ему не позднее истечения одного года со дня нарушения прав и свобод гражданина или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

Тем не менее данный срок может быть пропущен по объективным причинам, а возможности его продления закон не устанавливает. Введение более длительного срока, механизма и оснований его продления позволит усилить правозащитную роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и повысит его авторитет.

В Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» приняты определенные правила и установлен порядок, позволяющий оптимизировать работу данного института.

Так, для оперативного и полного рассмотрения жалобы она должна содержать определенные реквизиты: фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению гражданина, его права и свободы.

Причем гражданину следует указывать именно на факты нарушения его права или свободы, а не давать оценку деятельности тех или иных органов власти в целом.

Установление определенных реквизитов облегчает задачу как самого гражданина, так и Уполномоченного по правам человека.

К жалобе должны быть приложены копии решений, принятых по ней при ее рассмотрении в административном или судебном порядке, что позволяет определить приемлемость жалобы, наиболее полно и объективно исследовать поднятые в обращении вопросы.

Закрепление подобных правил позволяет сделать вывод, что анонимные жалобы Уполномоченным по правам человека не рассматриваются.

Для облегчения доступа гражданина к Уполномоченному по правам человека жалоба, поданная гражданином, не облагается государственной пошлиной, т.е. подается бесплатно.

Первичное рассмотрение жалобы в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации позволяет сделать вывод о ее соответствии компетенции Уполномоченного по правам человека и принять одно из следующих решений:

  • принять жалобу к рассмотрению, если она относится к компетенции Уполномоченного по правам человека, оформлена надлежащим образом и ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие);
  • не принимать жалобу и разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
  • дать мотивированный отказ в принятии к своему рассмотрению жалобы.

Для правильного и объективного рассмотрения жалоб граждан Уполномоченный по правам человека должен выяснить различные обстоятельства, изложенные в ней. Это позволит ему принять справедливое решение.

В связи с этим Уполномоченный по правам человека наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий.

  1. Обладает правом безотлагательного приема с возможностью посещать любые органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, воинские части, общественные объединения. Никто не должен препятствовать Уполномоченному в осуществлении его права. Отраслевое законодательство содержит аналогичные нормы, например, согласно ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Уполномоченный при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. Более того, в целях осуществления контроля он вправе посещать и следственные изоляторы независимо от их ведомственной подчиненности.
  2. Имеет право присутствовать на заседаниях коллегиальных органов государственной власти и местного самоуправления.
  3. Ему предоставлено право запрашивать и получать от всех государственных и муниципальных органов, а также от их должностных лиц и государственных служащих необходимые для объективного рассмотрения жалобы сведения, документы, материалы, объяснения (кроме судей) по тем вопросам, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы. Информация, составляющая государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно направить Уполномоченному запрошенные материалы и документы, а также иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий в течение 15 дней с момента получения запроса.
  4. Может проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими.
  5. Обладает возможностями по представлению компетентным государственным учреждениям материалов для проведения экспертизы, на основе результатов которой им будут готовиться заключения по тем вопросам, которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой. Благодаря помощи экспертов расширяются возможности анализа правовой проблемы, более эффективно решаются вопросы специального характера.
  6. К правам Уполномоченного относится ознакомление с уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

Если в ходе рассмотрения жалобы заявителя Уполномоченный установит факты нарушения прав и свобод граждан, он обязан направить в соответствующий орган власти или должностному лицу свое заключение с рекомендациями относительно возможных и необходимых способов восстановления прав и свобод граждан, которое подлежит рассмотрению в месячный срок.

По результатам органом власти направляется Уполномоченному по правам человека письменный ответ о принятых мерах.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека может самостоятельно предпринять ряд мер по защите прав граждан:

  1. Обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе.
  2. Обратиться в компетентные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.
  3. Обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи. Уполномоченный по правам человека вправе изложить свою позицию по вопросу нарушения прав человека
    должностному лицу, правомочному вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
  4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
  5. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
  6. Для предания гласности принятому Уполномоченным в ходе рассмотрения жалобы заключению о нарушении прав и свобод гражданина Уполномоченный вправе, а соответствующие печатные издания обязаны опубликовать в средствах массовой информации это заключение и другие документы, представленные
    Уполномоченным. Однако эту обязанность несут только те периодические печатные издания, которые находятся на бюджетном финансировании.

Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам и российскому Уполномоченному по правам человека, является ежегодный доклад парламенту. Кроме представления доклада Совету Федерации и Государственной Думе, Уполномоченный обязан направить его и в другие высшие органы государства: Президенту РФ, в Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральному прокурору РФ и Председателю Следственного комитета РФ.

В случае необходимости привлечения особого внимания к отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный имеет право направить специальный доклад в Государственную Думу.

Ежегодные доклады подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете», в отношении специальных докладов установлено право, а не обязанность опубликования.

Это обусловлено тем, что специальные доклады посвящены, как правило, какому-либо определенному вопросу или затрагивают деятельность конкретного органа власти, в связи с чем могут не представлять интереса для широкого круга общественности.

Целесообразно законодательно предусмотреть обязательное направление специального доклада в Правительство РФ и тот орган государственной власти или местного самоуправления, в связи с деятельностью которого он подготовлен с целью его рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений, а также совершенствованию законодательства в освещенной в докладе сфере.

Уполномоченный по правам человека в рамках своих полномочий осуществляет деятельность, направленную на совершенствование российского законодательства о правах человека, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Он не только направляет подготовленные законопроекты субъектам права законодательной инициативы, но и участвует в проведении предварительной экспертизы законопроектов, давая оценку возможных последствий для прав человека.

Уполномоченный по правам человека осуществляет правовое просвещение граждан в различных формах: его аппарат готовит и издает учебную, информационную и справочную литературу по проблемам прав человека для различных возрастных, социальных и образовательных категорий; оценивает уровень обучения правам человека в образовательных организациях.

Существенным элементом информационно-просветительской деятельности является участие Уполномоченного по правам человека и сотрудников его аппарата в международных и российских конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам прав человека, в которых принимают участие государственные и муниципальные служащие, правозащитники, сотрудники правоохранительных органов, представители религиозных конфессий, журналисты.

Интересно
С целью повышения осведомленности граждан о принадлежащих им конституционных правах и свободах и способах их защиты, Уполномоченный по правам человека осуществляет информирование населения о своей деятельности в средствах массовой информации.

Деятельность Уполномоченного по правам человека по международному сотрудничеству обусловлена стоящими перед ним задачами по защите и обеспечению прав и свобод российских граждан вне зависимости от места их проживания, а также граждан любых других стран и лиц без гражданства на территории России и совершенствованию процедур и механизмов защиты прав человека на основе международного и зарубежного опыта.

В указанных целях им осуществляется взаимодействие с международными и национальными правозащитными институтами других стран, а также с российскими государственными органами и общественными организациями в различных формах: деловая переписка, встречи, участие в международных конференциях и круглых столах и т.д.

Важной гарантией деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является установление административной ответственности за вмешательство в его деятельность с целью оказать влияние на принятие им решения, а также неисполнение его законных требований должностными лицами либо воспрепятствование в иной форме его деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)