Общая характеристика аналитического системного планирования

Системы и планирование управленческих воздействий на них являются двумя фундаментальными взаимосвязанными понятиями общей теории систем, которые спаяны воедино, их нельзя рассматривать отдельно. Системный подход к планированию основывается на врожденной способности человека декомпозировать сложные события на составляющие элементы, устанавливать отношения между наблюдениями (т.е. оценивать интенсивности взаимодействия между элементами системы), а затем синтезировать эти отношения в общую оценку изучаемого явления.

Системное, аналитическое планирование (АП) – это непрерывный творческий процесс принятия ответственных управленческих решений, т.е.
рационального выбора альтернативных способов действий (стратегий поведения) с целью достижения желаемых будущих состояний системы.

Он включает в себя объединение двух взаимосвязанных процессов. В первом (прямой процесс АП) проецируется существующее состояние системы на наиболее вероятное (логическое) будущее, анализируя имеющуюся релевантную информацию о внешнем окружении системы, ее функциях, структуре и потоках.

Во втором (обратный процесс АП) формируют требования к желаемому будущему состоянию системы и возможные стратегии (управляющие воздействия) его достижения. Эти стратегии затем добавляются к множеству уже имеющихся стратегий прямого процесса АП и проводится повторное проецирование с целью проверки того, насколько предложенные новые варианты управляющих воздействий способствуют (или препятствуют) сходимости к желаемому будущему.

Процесс продолжается в течение нескольких итераций до тех пор, пока не будет достигнута сходимость вероятного и желаемого исходов планирования или, если цена за небольшое улучшение сходимости в результате дополнительных действий оказывается неприемлемо высокой.

Интересно
Таким образом, в АП достигается оптимальный синтез макро- и микроцелей планирования. Макроцель связана с эффективной оценкой воздействия на систему окружающей среды. Микроцелями являются модификация функций, потоков и структуры системы, чтобы обеспечить сходимость ее вероятного и желаемого будущего.

Стремление к обеспечению взаимодействия с внешней средой, учитывающее неопределенность влияния ее многих факторов, выгодно отличает АП от других методов планирования. Так, макроцелью формального планирования (основанного на использовании количественных моделей и методов оптимизации) является предсказание, прогноз поведения системы, а инкрементального планирования (отрицающего количественные модели и использующего основное допущение о том, что самый лучший путь – это двигаться к цели небольшими пробными шагами, последовательно реагируя на возникающие проблемы) – оценка реакции системы.

В АП проблемы не «решаются», а постоянно переопределяются через процесс обучения. Поэтому АП понимается не как дискретная во времени деятельность, а как непрерывно развивающийся процесс, считая при этом, что будущее не определено и не может быть предсказано по известным условиям настоящего или прошлого системы.

Тем не менее, некоторые факты будущего проявляются в течение разных периодов времени и определяют управленческое решение, которое принимается в настоящем. Поэтому основное внимание следует уделить созданию альтернативных сценариев будущего состояния системы, а не просто приспосабливаться к тому, что принесет будущее.

АП – это процесс использования знаний специалистов для сближения вероятного и будущего состояний. Здесь обратный процесс АП стимулирует
творческое мышление.

Он предоставляет специалистам возможность укрепить свою уверенность в том, что им известны желательные состояния изучаемой системы, их приоритеты. Тем самым облегчается возможность выбора эффективных способов управленческих воздействий для достижения желаемого будущего системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)