Общая характеристика аналитического системного планирования

Системы и планирование управленческих воздействий на них являются двумя фундаментальными взаимосвязанными понятиями общей теории систем, которые спаяны воедино, их нельзя рассматривать отдельно. Системный подход к планированию основывается на врожденной способности человека декомпозировать сложные события на составляющие элементы, устанавливать отношения между наблюдениями (т.е. оценивать интенсивности взаимодействия между элементами системы), а затем синтезировать эти отношения в общую оценку изучаемого явления.

Системное, аналитическое планирование (АП) – это непрерывный творческий процесс принятия ответственных управленческих решений, т.е.
рационального выбора альтернативных способов действий (стратегий поведения) с целью достижения желаемых будущих состояний системы.

Он включает в себя объединение двух взаимосвязанных процессов. В первом (прямой процесс АП) проецируется существующее состояние системы на наиболее вероятное (логическое) будущее, анализируя имеющуюся релевантную информацию о внешнем окружении системы, ее функциях, структуре и потоках.

Во втором (обратный процесс АП) формируют требования к желаемому будущему состоянию системы и возможные стратегии (управляющие воздействия) его достижения. Эти стратегии затем добавляются к множеству уже имеющихся стратегий прямого процесса АП и проводится повторное проецирование с целью проверки того, насколько предложенные новые варианты управляющих воздействий способствуют (или препятствуют) сходимости к желаемому будущему.

Процесс продолжается в течение нескольких итераций до тех пор, пока не будет достигнута сходимость вероятного и желаемого исходов планирования или, если цена за небольшое улучшение сходимости в результате дополнительных действий оказывается неприемлемо высокой.

Интересно
Таким образом, в АП достигается оптимальный синтез макро- и микроцелей планирования. Макроцель связана с эффективной оценкой воздействия на систему окружающей среды. Микроцелями являются модификация функций, потоков и структуры системы, чтобы обеспечить сходимость ее вероятного и желаемого будущего.

Стремление к обеспечению взаимодействия с внешней средой, учитывающее неопределенность влияния ее многих факторов, выгодно отличает АП от других методов планирования. Так, макроцелью формального планирования (основанного на использовании количественных моделей и методов оптимизации) является предсказание, прогноз поведения системы, а инкрементального планирования (отрицающего количественные модели и использующего основное допущение о том, что самый лучший путь – это двигаться к цели небольшими пробными шагами, последовательно реагируя на возникающие проблемы) – оценка реакции системы.

В АП проблемы не «решаются», а постоянно переопределяются через процесс обучения. Поэтому АП понимается не как дискретная во времени деятельность, а как непрерывно развивающийся процесс, считая при этом, что будущее не определено и не может быть предсказано по известным условиям настоящего или прошлого системы.

Тем не менее, некоторые факты будущего проявляются в течение разных периодов времени и определяют управленческое решение, которое принимается в настоящем. Поэтому основное внимание следует уделить созданию альтернативных сценариев будущего состояния системы, а не просто приспосабливаться к тому, что принесет будущее.

АП – это процесс использования знаний специалистов для сближения вероятного и будущего состояний. Здесь обратный процесс АП стимулирует
творческое мышление.

Он предоставляет специалистам возможность укрепить свою уверенность в том, что им известны желательные состояния изучаемой системы, их приоритеты. Тем самым облегчается возможность выбора эффективных способов управленческих воздействий для достижения желаемого будущего системы.

Нет времени писать работу?
Обратись к профи-репетиторам
"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)