Общие положения регулирования правоотношений, возникающих в процессе торгового мореплавания

1. Правовые отношения, возникающие из торгового мореплавания и подпадающие под действие соответствующих внутригосударственных и применимых международно-правовых норм, представляют собой имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

В частности, к отношениям данной категории применяются положения Гражданского кодекса РФ1, Кодекса торгового мореплавания РФ2 1999 г., другие соответствующие федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ.

Указанные правоотношения подпадают также под действие Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924/1968 гг. (Гаагско-Висбийские правила), Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973/1978 гг. (МАРПОЛ), Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974/1878 гг. (СОЛАС) и др. Важную роль в регулировании морских перевозок играют также положения Международных правил толкования внешнеторговых условий 2001 г. (ИНКОТЕРМС), Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС).

2. Под торговым мореплаванием, как уже отмечалось, понимаются все виды невоенного мореплавания, исключая судоходство, осуществляемое с использованием плавсредств, находящихся в собственности государства или эксплуатируемых им только для правительственной некоммерческой службы.

Соответственно на такие плавсредства, как и на военные корабли, военно-вспомогательные суда, не распространяется действие перечисленных выше и подобных перечисленным внутригосударственных и международных нормативных актов, если, однако, таковыми не будет прямо предусмотрено иного. Но и в таком случае к плавсредствам этой категории не должны применяться положения об изъятии, аресте и задержании таких судов и находящихся на них грузов.

Необходимо учитывать, что законы и правила, устанавливаемые государствами в отношении регулирования торгового судоходства, как и международные нормы и стандарты, распространяют свое действие на морские суда во время их плавания не только по морским, но и по внутренним водным путям, если только в применимых законах, правилах, нормах или стандартах не предусматривается иного.

Названные нормативные акты распространяют свое действие и на суда внутреннего плавания, включая суда смешанного (река-море) плавания во время их эксплуатации на морских коммуникациях или на внутренних водных путях при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранные морские порты, во время спасательных операций и при столкновении с морским судном.

КТМ РФ особо оговаривает, что перевозки и буксировка в сообщениях между морскими портами России – каботаж – осуществляются в основном судами, плавающими под Государственным флагом РФ; в случаях, предусмотренных международными договорами, или в порядке, установленном Правительством РФ, такие перевозки могут выполняться иностранными судами.

3. В РФ государственное управление в области торгового мореплавания возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области транспорта (Министерство транспорта РФ), рыболовства (Государственный комитет РФ по рыболовству), а также в областях здравоохранения (Минздрав РФ), науки и технологий (Миннауки РФ), охраны окружающей среды (Госкомэкологии), таможенного дела (Государственный таможенный комитет РФ), навигационно-гидрографического обеспечения морских путей и т.д.

Эти и другие органы выполняют свои функции в сотрудничестве между собой, в частности, Минтранс разрабатывает стратегию развития транспорта в России и ее реализации на основе общетранспортных и отраслевых федеральных целевых программ совместно с Минэкономики, МПС, Федеральной службой воздушного транспорта; издание Минтрансом нормативных актов, регламентирующих работу пунктов пропуска в морских портах, открытых для захода иностранных судов, осуществляется по согласованию с ГТК РФ и Федеральной пограничной службой; квалификационные требования для отдельных категорий работников транспортного комплекса, в том числе для членов экипажей морских судов, утверждаются по согласованию с Минтруда; статус и режим деятельности морских лоцманов устанавливается Минтрансом по согласованию с Минобороны к Госкомрыболовством.

На соответствующие из вышеупомянутых органов исполнительной власти возложен и государственный надзор за торговым мореплаванием. Так, Минтранс РФ через Службу морского флота РФ осуществляет надзорные функции в отношении соблюдения международных договоров, относящихся к этой области деятельности, и российского морского законодательства, охраны человеческой жизни на море, дипломирования членов экипажей судов, государственной регистрации таких судов и прав на них, лоцманской службы и системы управления движением судов в морских портах, морской спасательной службы и ее взаимодействия с другими спасательными службами, состояния морских путей, обеспечения защиты морской среды. Государственный надзор за спортивными и прогулочными судами осуществляется Госкомэкологии и Госкомитетом РФ по физической культуре и спорту.

4. В качестве объекта правового регулирования, обладающего физическими характеристиками, в национальном и международном морском праве понимается судно, т.е. самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

К числу таких объектов отнесены и суда рыбопромыслового флота, включая обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических и растительных ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Таким образом, одним из коренных признаков, позволяющих квалифицировать конкретное плавсредство в качестве “судна”, является его использование для целей торгового мореплавания, т.е. для перевозки грузов и пассажиров, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых и спасательных операций, научных исследований, для разработки биологических, минеральных и других неживых природных ресурсов, находящихся в морских водах, на поверхности или в недрах континентального шельфа и морского дна, а также в рекреационных либо спортивных целях.

5. Другим фундаментальным понятием национального и международного морского права, связанным с предыдущим понятием – “судно” как объектом правового регулирования в рамках торгового судоходства, является физическое или юридическое лицо, участвующее непосредственно или через своего представителя в соответствующих правоотношениях.

Таким лицом является судовладелец, который приобретает этот статус, эксплуатируя судно от своего имени, независимо от того, является ли он собственником данного плавсредства либо использует таковое на ином законном основании. В последнем случае в качестве судовладельца может рассматриваться фрахтователь – лицо, эксплуатирующее судно по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, доверительный управляющий, предприятие, осуществляющее эксплуатацию судна на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Такое расширительное понимание термина “судовладелец” означает возможность возложения на это лицо значительного количества обязанностей, в том числе по репатриации члена экипажа судна, быть стороной упоминавшихся договоров перевозки по тайм-чартеру, эксплуатации судна по договору бербоут-чартера, договору агентирования, спасания.

На это лицо возлагается также ответственность при столкновении судов, права и обязанности, связанные с арестом судна, с заявлением морского протеста, ограничением ответственности по морским требованиям. Непосредственно к правомочиям (и обязанностям) собственника судна отнесены функции присвоения судну наименования, осуществления подъема затонувшего судна, несения ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью и в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ и др.

Прерогативой собственника судна является совершение в отношении последнего любых действий, не противоречащих применимым нормативным актам и не нарушающих прав и охраняемых законом интересов других лиц. Такие действия могут включать отчуждение судна в собственность другим лицам, передачу им, оставаясь его собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, установление ипотеки судна и обременение его другими способами, а также распоряжение им иным образом.

6. Субъектами права собственности на судно могут быть физические и юридические лица, имеющие национальность РФ, сама РФ, ее субъекты, а также муниципальные образования. Суда с атомными (ядерными) энергетическими установками, однако, могут находиться только в собственности РФ.

Право плавания под Государственным флагом РФ предоставляется судам перечисленных выше субъектов на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти – органа в области транспорта либо в области рыболовства. Решениями этих же органов данное право может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставляемому в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа – бербоут-чартеру.

Подобная операция производится на срок, не превышающий двух лет с правом последующего продления через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера, причем для целей смены флага срок действия последнего не может быть меньшим, чем год.

Предоставление права плавать под флагом РФ иностранному судну производится в случаях, если:

  • фрахтователь судна по бербоут-чартеру имеет российскую национальность;
  • собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг РФ;
  • залогодержатель ипотеки судна или обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных в соответствии с законодательством государства собственника судна, дал в письменной форме согласие на перевод судна под российский флаг;
  • законодательство государства собственника судна не запрещает предоставления судну права плавания под флагом иностранного государства; и, наконец,
  • право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под флагом РФ.
Судно приобретает право плавания под этим флагом с момента его регистрации в одном из судовых реестров РФ, т.е. внесения в судовую книгу одного из российских портов, на которые возложен технический контроль за состоянием судов.

Судно, приобретенное за пределами РФ, пользуется правом плавания под Государственным флагом нашей страны с момента выдачи ему консульским учреждением России, аккредитованным в стране, где приобретено данное судно, временного свидетельства, удостоверяющего такое право и действующего до регистрации судна в Государственном судовом реестре или портовой судовой книге, но не более 6 месяцев.

Судно, приобретшее право плавания под российским флагом, имеет национальность РФ и обязано нести ее флаг. Оно должно также иметь свое название, которое присваивается в надлежащем порядке соответствующим федеральным органом исполнительной власти и может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований. Об изменении названия судна немедленно уведомляются залогодержатели зарегистрированных ипотек судна.

В порядке, устанавливаемом федеральным органом власти в области связи совместно с уполномоченной организацией в области радионавигации и спутниковой связи, зарегистрированному судну присваивается позывной сигнал и, в зависимости от оснащенности судна, также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

7. Судно может быть допущено к плаванию только после того, как специально учрежденными по решению органов федеральной исполнительной власти органами технического надзора и классификации, наделенными правом запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать разрешающие их эксплуатацию, ранее выданные такими органами документы, будет установлено, что судно в целом и в частностях удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.

Эта процедура осуществляется путем проведения непосредственного контроля за состоянием судна и его оборудования и посредством проверки наличия на борту следующих судовых документов:

  • свидетельств о праве плавания под Государственным флагом РФ, о праве собственности на судно, о годности судна к плаванию, о грузовой марке, о предотвращении загрязнения нефтью, о предотвращении загрязнения сточными водами, о предотвращении загрязнения мусором;
  • пассажирского свидетельства (для пассажирского судна), мерительного свидетельства, судового санитарного свидетельства;
  • лицензии судовой радиостанции и радиожурнала (если на судне имеется радиостанция), судовой роли, судового журнала, машинного журнала, санитарного журнала, журнала операций со сточными водами, журнала операций с мусором, журнала нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журнала нефтяных операций для нефтяных танкеров.

На борту судна должны также иметься документы, которые могут быть предусмотрены правилами, издаваемыми органом, осуществляющим технический надзор за судами, и, кроме того, документы, предусмотренные международными договорами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)