Объекты таможенного контроля

Механизм таможенного контроля предполагает вступление участников этого процесса в правоотношения определенного рода. Согласно юридической науке под правоотношением следует понимать урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.

Для любых правоотношений характерны определенные признаки: наличие как минимум двух
сторон, нормативность, волевой характер, охрана от нарушений силой государственного принуждения и др. Состав любого вида правоотношений отличается спецификой ввиду того, что
специфичны их субъект и объект, а также содержание.

Субъекты – это лица, наделенные определенными правами и обязанностями, которые на основании норм права могут быть участниками правовых отношений.

Под объектом правоотношения понимаются конкретные имущественные и неимущественные блага и интересы, отношения по поводу которых регламентированы законом.

Правоотношения, вытекающие из проведения таможенного контроля, обладают следующими
признаками. Во-первых, такие правоотношения функционируют и развиваются только на основе норм таможенного законодательства. Во-вторых, правоотношения в области таможенного
контроля возникают в силу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную
границу или связаны с таким перемещением. В-третьих, данные правоотношения носят публичный характер. Для их возникновения, как правило, достаточно волеизъявления одной из сторон.

Связь в правоотношении в области таможенного контроля выражается через субъективные права
и юридические обязанности его участников. Одно лицо выступает управомоченным и имеет
определенное право. Другое лицо обязано действовать таким образом, чтобы обеспечивать реализацию этого права. Данные правоотношения охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице таможенных органов.

Предмет таможенного правоотношения – конкретные товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу.

Объект контрольного правоотношения должен быть способен удовлетворить интерес
подконтрольного субъекта.

Объект – это то, что в первую очередь интересует контролирующего субъекта, т.е. внешнеэкономическая деятельность участников правоотношения должна соответствовать требованиям таможенного законодательства.

Существуют разные подходы к определению объекта таможенного контроля. Так, ряд специалистов не выделяют объект таможенного контроля, а приводят только определение объекта таможенного правоотношения – это те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношений.

В некоторых изданиях приводятся следующие определения таможенного правоотношения и
объекта таможенного контроля: “Таможенные правоотношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступают в качестве объекта
таможенного права.

Объектами таможенного контроля являются:

  1. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, в том числе в международных почтовых отправлениях, в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, ручной клади;
  2. Таможенная декларация и другие документы, содержащие информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ;
  3. Деятельность таможенного брокера, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли по соблюдению таможенного законодательства;
  4. Соблюдение ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных таможенным законодательством РФ;
  5. Уплата таможенных пошлин, налогов”.

Хотелось бы добавить к категориям таможенного контроля, отмеченным авторами, и деятельность правообладателей объектов интеллектуальной собственности. Через таможенную границу могут перемещаться товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности
(объекты авторского права и смежных прав, промышленной собственности, в том числе товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, и другие объекты интеллектуальной собственности).

Иногда изготовление таких товаров, их перемещение через таможенную границу или иные действия с товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой нарушение прав правообладателя. Таким образом, объектом таможенного контроля является то, что подлежит контролю (как правило, товары и транспортные средства). Однако объектом таможенного контроля может выступать также и деятельность подконтрольных лиц.

В качестве объекта таможенного контроля необходимо рассматривать деятельность, поскольку
бездействие не может порождать возникновение правовых отношений в области таможенного
регулирования, так как один из основных источников возникновения подобных отношений – это
перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Проанализировав наднациональное законодательство, можно выделить объекты таможенного контроля, среди них:

  • перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза товары и транспортные средства, подлежащие по своему статусу декларированию в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда;
  • товаросопроводительная документация, включая таможенную декларацию, иные содержащие сведения о товарах формуляры, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Перечни документов, на основании которых заполнена декларация на товары и которые должны быть представлены в таможенный орган, подаются одновременно с декларацией на товары (ст. ст. 183, 240, 253, 265, 294, 299, 308 ТК ТС).

К таким документам относятся (ст. 183 ТК ТС):

  • документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
  • документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а при отсутствии
    внешнеэкономической сделки – иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
  • транспортные документы;
  • документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
  • документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных
    защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС;
  • документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной
    номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
  • документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
  • документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
  • документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
  • документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в
    соответствии с валютным законодательством государств – членов Таможенного союза.
  • документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки при перевозке товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в
соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств – членов  Таможенного союза.

Полагаем, что такое положение носит декларативный характер, поскольку в таможенном
законодательстве Таможенного союза нет положений, в соответствии с которыми перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации,
таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен.

Если какие-то документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, то по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представлять такие документы до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза, – после выпуска товаров.

При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии.

Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза. Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись
документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких
документов. При таможенном декларировании товаров документы могут представляться в электронном виде.

Таможенные органы могут подвергать таможенному контролю не только ввозимые и вывозимые
предметы. В исключительных случаях (при личном досмотре) в качестве непосредственного объекта таможенного контроля может выступать одежда и тело физического лица, пересекающего таможенную границу Таможенного союза.

Необходимо отметить, что все имущество, перемещаемое через таможенную границу Таможенного союза, делится на товары и транспортные средства. Такое деление имеет большое
практическое значение, поскольку статус этого имущества для таможенных целей различен.

Транспортное средство выступает объектом деятельности, непосредственно связанной с международной перевозкой товаров. Товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно
направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

В юридической литературе товар определяется так же, как движимое имущество, которое может
стать предметом товарообмена и физическое состояние (материальный предмет) которого позволяет осуществить меры учета и контроля.

В связи с этим не квалифицируется в качестве товара иное имущество, в том числе недвижимость, имущественные права и услуги. В соответствии со ст. 4 ТК ТС товары – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Товары Таможенного союза – это те, которые находятся на таможенной территории Таможенного союза. Находящимися под таможенным контролем считаются товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, до их выпуска для внутреннего потребления; при вывозе с таможенной территории Таможенного союза – до фактического пересечения таможенной границы.

Как правило, товары, являющиеся предметом таможенных правоотношений, становятся одновременно и предметом внешнеторговых сделок. В некоторых случаях товар как предмет внутренней торговли тоже может выступать предметом таможенных правоотношений. Так,
перемещение товаров железнодорожным транспортом из Калининградской области на территорию Таможенного союза невозможно без пересечения таможенной границы.

Для целей таможенного контроля важны характеристики товара, влияющие на размер уплаты
таможенных платежей, например таможенная стоимость, страна происхождения, степень
промышленной обработки. При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу, они подлежат классификации в соответствии с ТН ВЭД, имеющей уникальные характеристики, благодаря чему все товары дифференцированы в соответствии с
классификационными кодами.

Такие характеристики товара, как потребительные свойства, качество, степень промышленной обработки товара, влияют на уровень ставки таможенной пошлины.

Товары в качестве объектов таможенного контроля обладают таможенной стоимостью. Таможенная стоимость товара определяется в целях исчисления таможенных платежей, таможенной статистики, а также для применения иных мер государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности.

Объем уплачиваемых таможенных платежей прямо пропорционален декларируемой таможенной стоимости товара, поэтому одна из основных задач таможенного контроля – проверка правильности исчисления таможенной стоимости товара.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, происходят из различных стран. Для таможенных целей большое значение имеет страна происхождения товаров и для определения ставок таможенных пошлин, и для применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством. При этом под страной происхождения товаров может подразумеваться группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость выделить их в целях определения страны происхождения товаров.

В качестве основного документа, который вправе потребовать таможенные органы в целях
подтверждения происхождения товаров, используется декларация о происхождении товара. Что же касается сертификата о происхождении товара, то он может служить документом,
подтверждающим происхождение товара, в случаях предоставления льгот и преференций.

В зависимости от направления перемещения товары подразделяются на ввозимые, вывозимые и
транзитные. Ввозимые товары поступают на территорию Таможенного союза из третьих стран. Вывозимые товары следуют в обратном порядке. Транзитные товары следуют из одной страны в
другую, перемещаясь при этом по таможенной территории Таможенного союза.

Через таможенную границу могут также перемещаться контрафактные товары. К ним относятся
товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, промышленной собственности, в том числе товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, и другие объекты интеллектуальной собственности), если изготовление таких товаров, их перемещение через таможенную границу или иные действия с товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой нарушение прав правообладателя.

Наделение таможенных органов правом приостанавливать выпуск товаров в связи с обращением
правообладателя отвечает нормам международного законодательства. Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве – члене Таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза.

Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.

Следовательно, таможенные органы приостанавливают выпуск таких товаров только по  заявлению правообладателя.

Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что могут быть нарушены его права, что следует из норм законодательства об интеллектуальной собственности, в связи с перемещением через таможенную границу Таможенного союза товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, вправе подать заявление о принятии мер по приостановлению выпуска таких товаров. При соблюдении определенных условий объект интеллектуальной собственности вносится в специальный реестр.

Борьба с нарушениями авторских прав должна вестись более масштабно. Установление барьеров на пути пиратской продукции – важная, хотя и трудноразрешимая задача таможенного регулирования.

В качестве производных от документов, товаров и транспортных средств предметами таможенного контроля могут выступать средства таможенной идентификации. Например, в
соответствии с п. 1.3 Положения о порядке применения Таможенной конвенции о международной
перевозке грузов с применением книжки международных дорожных перевозок – МДП (Конвенция МДП, 1975) товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра на промежуточных таможнях.

Таможенный досмотр в этих таможнях возможен в исключительных случаях, если имеются достаточные основания полагать, что в запломбированных отделениях транспортных средств или контейнерах находятся предметы, не указанные в грузовом манифесте книжки МДП.

Таможенный кодекс Таможенного союза регулирует идентификацию товаров и транспортных
средств, помещений и других мест (ст. 109 ТК ТС). Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами. Под идентификацией следует понимать признание тождественности, отождествление объектов, опознание.

Идентификация осуществляется в целях обнаружения таможенными органами факта изъятия
товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами иных действий,
например ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза без таможенного оформления и выпуска товаров, а также в целях контроля соблюдения условий помещения товаров под таможенные процедуры.

Идентификация проводится и в целях установления фактического соответствия товаров их
описанию и количеству, заявленным декларантом, а также для определения страны происхождения товаров.

Способы идентификации различны. Среди них:

  1. Наложение пломб, печатей.
  2. Нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков.
  3. Проставление штампов, отбор проб и образцов.
  4. Описание товаров.
  5. Составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций.
  6. Использование товаросопроводительной и иной документации.

Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются
законодательством государств – членов Таможенного союза. Например, в Казахстане порядок
идентификации изложен в Приказе министра финансов от 27 августа 2010 г. N 428 “Об утверждении Правил применения и требований к изготовлению средств идентификации”.

Таможенные органы используют таможенные пломбы или другие средства идентификации
таможенных органов иностранных государств, за исключением случаев, если:

  • таможенные пломбы или другие средства идентификации признаются таможенным органом отправления недостаточными или ненадежными;
  • таможенный орган отправления проводит таможенный досмотр товаров.

Если таможенные органы используют таможенные пломбы или другие средства идентификации
таможенных органов иностранных государств, на изменение, удаление, уничтожение или повреждение этих средств идентификации распространяются запреты, предусмотренные ТК ТС в
отношении средств идентификации таможенных органов государств – членов Таможенного союза.

При таможенном контроле товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенного союза автомобильным транспортом, их прибытии (убытии), перевозке в соответствии с процедурой таможенного транзита, а также при временном хранении действует следующий
порядок наложения и снятия средств идентификации товаров и транспортных средств.

В случае прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного
союза после оформления документов (копий) уполномоченное должностное лицо таможенного органа проводит таможенный осмотр транспортных средств, в ходе которого проверяется сохранность наложенных на грузовые отделения транспортных средств (контейнеров) средств
идентификации, в том числе печатей и пломб таможенных органов стран вывоза (транзита) товаров (если имеются).

При выявлении в ходе таможенного осмотра отсутствия на грузовых отделениях средств
идентификации (пломб или печатей) или их нарушения либо отличия маркировки пломб или печатей от маркировки, указанной в представленных перевозчиком документах, на этапе приема сообщения о прибытии проводится таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

При помещении товаров под процедуру таможенного транзита после принятия документов,
необходимых для их оформления, в том числе транспортных документов, уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет проверку возможности идентификации
товаров. Если при такой проверке установлено выполнение всех условий выдачи разрешения на
таможенный транзит, то принимается решение о выдаче указанного разрешения.

После принятия решения о выдаче разрешения на таможенный транзит уполномоченное
должностное лицо обеспечивает идентификацию товаров. Если в качестве средств идентификации применяются описание товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации и другие подобные документы, то должностное лицо таможенного органа:

  • удостоверяет их своей подписью и оттиском личной номерной печати, приобщает их к другим транспортным документам для последующего их представления перевозчиком таможенному органу назначения;
  • налагает средства идентификации (запорно-пломбировочные устройства) на грузовые отделения транспортного средства (контейнера) (если иностранные таможенные пломбы признаются недостаточными или ненадежными, например при доставке тяжеловесных и громоздких грузов в открытых транспортных средствах, то средства идентификации могут налагаться на отдельные грузовые места);
  • указывает информацию о наложенных таможенных пломбах и печатях в транспортных документах.

Если в качестве транспортных документов используется книжка МДП, заполненная и оформленная в соответствии с Конвенцией МДП, то после документального контроля уполномоченное должностное лицо:

  • делает отметки о средствах идентификации (запорно-пломбировочных устройствах) в графе 16 обоих отрывных листов книжки МДП, которые заверяет оттиском личной номерной печати, в случаях, если они налагались;
  • делает отметки об идентификации товаров в графе “Для официального пользования” отрывных листов № 1 и № 2 книжки МДП.

При перевозке товаров по процедуре таможенного транзита из пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза в места доставки с частичной выгрузкой товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа:

  1. Проверяет целостность средств таможенной идентификации, ранее наложенных на грузовые отделения транспортного средства (контейнера).
  2. Снимает средства идентификации с грузовых отделений транспортного средства (контейнера).
  3. Вычеркивает запись о средствах идентификации из графы 16 всех заполненных отрывных листов книжки МДП.
  4. Налагает новые средства идентификации, а в графе 16 всех заполненных отрывных листов и в корешке № 2 комплекта делает запись о них, которую заверяет оттиском личной номерной печати.

В случае перевозки товаров по территории Таможенного союза по процедуре таможенного
транзита с перегрузкой товаров на другое транспортное средство при наличии разрешения на проведение указанных операций уполномоченное должностное лицо таможенного органа:

  1. Проверяет целостность средств идентификации, ранее наложенных на грузовые отделения
    транспортного средства (контейнера).
  2. Снимает средства идентификации с грузовых отделений транспортного средства (контейнера).
  3. Контролирует путем таможенного наблюдения их перегрузку на другое транспортное средство.

Если в результате грузовых операций лицо, получившее разрешение на таможенный транзит, не
меняется, переоформление транспортных документов не требуется.

В установленных национальным таможенным законодательством государств – членов Таможенного союза случаях, в том числе при проведении специальных мероприятий по пути следования транспортных средств с товарами, уполномоченное должностное лицо на основании поручения, выданного в установленном порядке, может провести таможенный досмотр.

По завершении процедуры таможенного транзита, с момента регистрации прибытия транспортного средства, уполномоченное должностное лицо в срок не позднее 3 часов обязано осуществить таможенный осмотр транспортных средств, а также в случаях, установленных
нормами национального таможенного законодательства государств – членов Таможенного союза, провести таможенный досмотр или применить иные формы таможенного контроля.

Информация о наложении, снятии средств идентификации, их разновидности, номерах и количестве, нарушении средств идентификации указывается в актах таможенных досмотров, осмотров товаров и транспортных средств.

При убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, после проверки документов и
сведений, необходимых для таможенных целей, уполномоченное должностное лицо проверяет
сохранность наложенных на грузовые отделения транспортных средств (контейнеров) печатей и пломб либо иных средств идентификации (если информация о них содержится в документах, представленных при сообщении об убытии).

В целях идентификации товаров, убывающих из Таможенного союза, и в случаях, установленных
национальными нормативными правовыми актами, уполномоченное должностное лицо вправе в зоне таможенного контроля провести в присутствии лица, управляющего транспортным средством, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, а также отобрать пробы и
образцы товаров для исследования (экспертизы).

Средства идентификации могут меняться, удаляться или уничтожаться только таможенными
органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза
уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу
незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и
представляются доказательства существования подобной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенный орган составляет акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии Таможенного союза.

Товары, подлежащие таможенному контролю, могут перевозиться в сопровождаемом багаже
(непосредственно при следовании лица через границу) и в несопровождаемом багаже (при их
перемещении перевозчиком по договору о перевозке). Разновидность перевозки товаров в
несопровождаемом багаже – пересылка в международных почтовых отправлениях (письмах, бандеролях, мелких пакетах, посылках и др.).

Организации почтовой связи по требованию таможенных органов представляют такие отправления для таможенного досмотра. О факте обнаружения в международных почтовых отправлениях запрещенного к пересылке вложения и задержания таких почтовых отправлений
операторы почтовой связи обязаны немедленно ставить в известность соответствующие органы,
уполномоченные проводить изъятие запрещенных к пересылке предметов и веществ.

Об указанном факте в отношении международных почтовых отправлений операторы почтовой связи обязаны немедленно ставить в известность таможенные органы соответствующего государства. Оператор почтовой связи выдает международные почтовые отправления адресатам с соблюдением таможенного законодательства государств – членов Таможенного союза.

При фактическом вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории
Таможенного союза в соответствии с таможенными процедурами, например временного вывоза либо переработки вне таможенной территории, таможенные органы продолжают контролировать исполнение обязательств лиц об обратном ввозе вывезенных ранее товаров и транспортных средств либо об обратном ввозе продуктов их переработки.

Транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными процедурами временного ввоза и временного вывоза, что отвечает нормам международного законодательства. Однако транспортные средства могут быть помещены под
другие таможенные процедуры, например выпуск для внутреннего потребления или переработка на таможенной территории.

Транспортное средство в этом случае выступает уже в ином качестве – как товар, что влечет за собой его таможенную очистку в общем порядке. Штатные запасные части, принадлежности и оборудование транспортных средств, перевозимые вместе с транспортным средством, рассматриваются как его неотъемлемая часть.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)