О развитии внешних впечатлений

К вопросу о развитии впечатлений относится несколько экспериментальных исследований, о которых необходимо здесь упомянуть. Но обобщающие выводы даются главным образом двумя последними исследованиями. Из этих исследований выясняется, что впечатление происходит не вдруг, а путем последовательного перехода от более общего и недифференцированного к более детальному и дифференцированному (Н. Ланге).

Дело в том, что, если мы ограничим время впечатления и, начав с того момента, когда получится первоначальный след, будем постепенно увеличивать промежуток времени, в течение которого может происходить впечатление, то убедимся, что вначале образуется лишь общий и неясный след, которого нельзя дифференцировать от других следов иной формы, затем начинает появляться след с общими очертаниями и некоторыми частностями, дающими намек на определенную фигуру, и, наконец, вырисовываются уже и те очертания, которые являются характерными для данного объекта, давая возможность дифференцировать его от всех остальных.

Далее, при исследовании в нашей лаборатории впечатлений от простейших зрительных объектов — черных точек, оказалось, что первоначально запечатлевается общее расположение объектов, а затем выделяются уже отдельные группы. Иначе говоря, и здесь впечатление идет от общего и менее дифференцированного к частному и более дифференцированному. Из отдельных же групп выделялись в большинстве случаев верхние, затем нижние и боковые. В более редких случаях воспринимались ранее нижние объекты, нежели верхние.

Но в отношении хода и развития процесса впечатления имеют значение некоторые важные особенности, которые выяснились при дальнейших исследованиях в нашей лаборатории (д-р Никитин и женщина врач Громыко).

При исследованиях Никитина были избраны изображения различных предметов. Для опытов служил Wundt’oscKHU тахистоскоп, в щель которого вставлялся подклеенный на картоне рисунок. Связан ли этот порядок впечатления с тем фактом, что а упомянутых опытах применялся тахистоскод Вундта+ требует еще выяснения, открывается перед испытуемым в этом приборе изображение, может варьировать по желанию экспериментатора при изменении ширины щели, при изменении высот падения рисунка и при изменении веса гирь, уравновешивающих пластинку.

При опытах испытуемый помещался в темную комнату с отверстием в стене через которое он фиксировал щит тахистоскопа, закрывавший рисунок и отстоявший от него на расстоянии 15 см. Щит и, следовательно, открывающийся при падении рисунок освещался электри-ческой лампочкой- Рисунки были сделаны тушью на белом картоне, площади их были приблизительно одинаковы, их черные очертания представляли повсюду одинаковую толщину. Число всех рисунков равнялось 72. В каждом сеансе испытуемому показывалось всего 12 рисунков. Продолжительность сеанса длилась от 40 мин до 1 4.

С целью выяснения характера и полноты следов пользовались тремя методами:

  1. Испытуемый тотчас же зарисовывал то, что он видел на листе бумаги.
  2. Он подробно описывал испытанное впечатление.
  3. Испытуемому после того, как он зарисовал и описал свое впечатление, представлялось сравнить видимое с действительным рисунком и указать, в чем было сходство и в чем состояло различие виденного и показанного.

Время экспозиции определялось в приборе тем, что к падающей пластинке прибора была приклеена закопченная бумажка, на которой во время ее падения перо от камертона в 250 колебаний в 1 с. чертило кривую.

При этих исследованиях выяснилось, что первой стадией впечатления можно считать тот момент, когда испытуемый зарегистрировал лишь общий фон рисунка. В случаях, когда рисунок представляет небольшое число линий, фон этот бы совершенно белым. Но, чем большее число линий было в рисунке, тем фон определялся все темнее и темнее.
Второй ступенью впечатления является та, в которой испытуемый отмечает черные линии рисунка, но формы их и направления не могут быть определены.

В дальнейшей ступени уже отмечается форма отдельных линий, например прямые или кривые, но расположение их — вертикальное! горизонтальное или косое — еще не определяется с точностью. Затем отмечается уже и форма, и направление линий, но крайне неясно, так что не создается правильного следа от того предмета, которому принадлежат эти линии.

Затем впечатление отдельных линий становится более точным, но лишь в отдельных частях предмета, вследствие чего последний еще не улавливается.
С возникновением общего следа от предмета детали его как бы улетучиваются, вследствие чего этот след в начале имеет значительно менее определенный характер, нежели ранее обозначившиеся детали.

В дальнейшем детали рисунка выступали все точнее и точнее до тех пор, пока след от внешнего объекта не достигал соответствующей полноты и точности.
Таким образом, формула, первоначально указанная Н. Ланге, подтверждается лишь в общем, но вместе с тем обнаруживается и ее неточность, так как из произведенных у нас опытов выяснилась особенность, не имевшаяся ввиду формуле Ланге, а именно, что существует особый, как бы поворотный пункт в развитии впечатления, наступающий с момента появления общего следа рисунка, когда отчетливые следы от деталей рисунка сменяются более общим, но менее дифференцированным следом. Равным образом и вышеупомянутые искажения представляют не несущественное отступление от формулы Н. Ланге.

Вышеприведенные данные не оставляют сомнения в том, что впечатление является далеко не простым актом, а состоит из ряда последовательно наслаивающихся друг на друга впечатлении, обусловленных введением в действие различных мышечных приборов воспринимающего органа.

Первое впечатление в виде неясного фона зависит, очевидно, от направления взора на рисунок, еще до введения в действие аккомодации; во втором периоде с введением в действие аккомодации рисунок обозначается уже яснее с частностями в виде имеющихся в нем линий, но без определения их формы и направления. Это определение достигается лишь с введением в действие внешнего мышечного аппарата глаз.

Затем благодаря направлению на отдельные части рисунка последние выделяются с большею ясностью, но общий предмет еще не выясняется. Лишь с перенесением взора на другие части рисунок распознается благодаря процессу воспроизведения, но зато общая его ясность при этом уступает ясности отдельных деталей. Лишь после осмотра различных частей рисунка, состоящего в перемещении взора на различные его отделы, вырисовывается впечатление в окончательном виде.

Очевидно, таким образом, что полное впечатление является результатом сочетания внешнего воздействия на воспринимающий орган с воздействием от вызываемых в его мышечном аппарате рефлекторных движений. Заслуживает внимания, что в каждой стадии впечатления обнаруживались своеобразные искажения. Эти последние зависели от впечатления некоторых частей рисунка, которое дополнялось путем оживления следов из прошлого опыта.

Когда возникает уже общий след рисунка, то искажения возможны под влиянием оживления следов от других подобных же изображений; в других же случаях оно происходит под влиянием предварительно показанных рисунков, следовательно, опять-таки под влиянием оживления прежних следов.

Исследования, произведенные в нашей лаборатории по тому же методу г-жой Громыко* с разнообразными геометрическими рисунками, выяснили еще некоторые интересные частности в отношении происхождения при вышеуказанном процессе искажений. В числе этих частностей заслуживает внимания, между прочим, тот факт что в известном периоде развития впечатления происходит как бы разложение сложных фигур на отдельные части, причем каждая часть регистрируется обособленными в топографическом отношении частями рисунка, несмотря на то что в предъявленном рисунке части входили в состав одного общего рисунка.

Специальные опыты показывают, что скорость впечатления & зависимости от сложности внешнего воздействия представляется неодинаковой. Более сложное по характеру раздражение требует для образования полного следа много больше времени, нежели внешнее раздражение более простого характера.

При исследованиях со ста х и отоскопом в нашей лаборатории (Повар-нин) уже при экспозиции в 4,0 с испытуемый мог запечатлеть не только сложный рисунок из многих точек, но и некоторые его детали, что, по-видимому, объясняется последствиями раздражения.

Из вышеприведенных опытов Никитина выяснилось, что минимальное время, в течение которого возможно образование следа от рисунка, после известного навыка равнялось 0,0003 с, т, е. 03 с, первые же опыты давали скорость впечатления в 2 1/2—3 и даже в 4 раза большую против указанной цифры.

Из всего вышеизложенного очевидно, что процесс впечатления под влиянием внешних воздействий в каждом из воспринимающих органов развивается не сразу до полной степени, а лишь постепенно, достигая своего maximuma через определенный период после начала раздражения. Равным образом и ослабевает впечатление лишь постепенно, мало-помалу. Это обусловливает так называемое последствие раздражения, за которым может последовать еще отрицательное последствие, как это мы имеем при резких и продолжительных (1/4 — 1/2 мин) световых раздражениях.

Для объективной психологии имеет известное значение вопрос о широте впечатления или вопрос о том, сколько простейших внешних раздражений может быть запечатлено одновременно 7*. С указанной целью делались исследования ранее всего Hamihon’oM над зрительными раздражениями. Wundt 9, правда, оспаривает значение его опытов, но по чисто субъективным основаниям. Затем мы можем указать на исследования СаНеГя, Поварнина (из нашей лаборатории) и др.

Общий результат всех этих исследований тот что возможное число одновременных впечатлений оказывается неодинаковым в зависимости от воспринимающего органа.
В нашей лаборатории (Поварнин) опыты были поставлены более точно с wundt1 овским тахистоскопом, причем время экспозиции достигало всего 4,0 с; испытуемый же должен был тотчас же зарисовывать пробежавшие перед ним точки. И этот метод в общем дал приблизительно те же цифры, что и метод с валом, которым пользовался Cattel.

Все эти опыты показывают, что число одновременно запечатленных объектов представляется строго ограниченным. Исследования, которые в этом отношении делались по отношению к зрительным объектам, показывают, что если речь идет об элементарных зрительных объектах в виде, например, простых точек, то одновременно может быть запечатлено в общем от 3—4 до 6 точек в зависимости от индивидуальности.

Уже выше было упомянуто, что для различных воспринимающих органов широта впечатления представляется неодинаковой; равным образом она стоит в обратном соотношении со сложностью объектов. Чем сложнее вообще объект внешнего воздействия, тем меньше и широта впечатления.

Когда число простейших зрительных объектов (точек) выходит за пределы широты впечатления, то речь, в сущности, идет уже не об одновременном, а о последовательном впечатлении зрительных объектов, объединенных в группы.

К такому заключению приводят исследования, произведенные в заведываемой нами лаборатории (Поварнин) |0, причем при короткой экспозиции зрительных объектов, какая производилась при этих исследованиях (4,0 с), неодновременный процесс впечатления оказывался возможным благодаря существованию последовательного впечатления.

Только что указанные исследования в нашей лаборатории производились с предъявлением табличек с точками числом от 4 до 15, расположенных разбросанно или в виде правильных фигур. Эти таблички пробегали в wundt1 овском тахистоскопе со скоростью 4,0 с, испытуемый же должен был их тотчас же зарегистрировать с возможной точностью карандашом на бумаге.

Оказалось, что в зависимости от индивидуальности впечатление происходит вообще довольно разнообразно, причем могут быть выделены собственно три типа: целое, состоящее из отдельных точек, имеющих определенное расположение иногда напоминающее ту или другую знакомую фигуру, В последнем случае впечатление сопутствуется процессом отождествления.

Этот способ запечатления наблюдается, однако, лишь в том случае, когда число точек не превышает 3—4 и самое большее 5 точек, следовательно, когда число внешних объектов находится в пределах широты впечатления.

В других случаях точки объединяются испытуемым в группы, как бы схематизируясь в сходные фигуры, например, углы, дуги, и т. п.> иначе говоря, сливаясь с упрочившимися следами бывших ранее зрительных впечатлений, причем сумма точек запечатлевается как целое, состоящее из отдельных групп,- что наблюдается при сходстве общего расположения точек с какой-нибудь фигурой или при тесном расположении точек.

Наконец, в третьем случае, когда число точек было 10, следовательно, много превышало широту впечатления, все точки запечатлеваются кик целое, отдельные же точки при этом запечатлеваются смутно, неясно, причем самое большее выделяются 2—3 более резкие точки “,

Сам процесс впечатления, как мы видели, может быть простым и сложным, простым он является в том случае, если вызывающее его раздражение само по себе представляется однородным; сложным же оно является тогда, когда возбуждается сложными раздражениями.

Доказать это нетрудно тем, что в первом случае и реакция является простою, тогда как во втором случае реакция является как бы составною в зависимости от влияния целого ряда одновременно действующих раздражений.

Так, впечатление от белого, красного или синего цвета должно быть признано простым, так как и ближайшая реакция, им возбуждаемая, является простой, выражаясь известной игрой зрачка, тогда как впечатление от того или иного предмета различно раскрашенного, представляется сложным, так как вызывает сложную реакцию состоящую в игре зрачка, в приспособлении глаза к разным частям предмета, в движениях глаза, направленных к осмотру предмета по го поверхности и т. п. По тем же основаниям впечатление от известного тона должно быть признано простым, а впечатление от целого оркестра — сложным.

Опыт показывает, что реакция на сложные впечатления может быть даже разлагаема на свои составные части. Так, например, опыты с образованием сочетательных слюноотделительных рефлексов на аккорды у собак показывают, что отдельные части аккорда или вообще сложного звука, на который воспитан сочетательный рефлекс, при известной силе вызывают также «частичные» рефлексы, причем, чем отдельный звук, входящий.

При тех же исследованиях выяснилось, что само впечатление делает up к скорости 4,0 с следующие ошибки:

  1. Некоторые из точек запечатлеваются бледнее и туманнее других,
  2. Предъявляемый объект нерезко очерчен, как бы покрыт дымкой или кисеей,
    Часть точек как бы выделяется по яркости, тогда как другие кажутся меньшими и о размерам, тесно рассыпанным и, почти сливающимися,
  3. Часть точек запечатлевается в виде темно-серых на сероватом фоне.
  4. Часть точек запечатлевается как неон ре деленное серое пятно.
  5. То или другое место объекта не дает ясного отпечатка.
  6. Некоторая часть объекта или даже весь объект не запечатлена вовсе.

Эти недочеты впечатления наблюдаются главным образом в случаях, когда число объектов превышает широту впечатлении, и в особенности, когда сосредоточение направляется в сторону от запечатлеваемого объекта.

При рассмотрении рисунков, сделанных испытуемыми лицами» можно было заметить и другие искажения, которые зависели от подведения испытуемыми ниднмых групп под ту или иную знакомую схему из прежнего опыта или от ошибочного отождествления данного зрительного впечатлении со следами от прежде бывшего объекта.
состав сложного звукового раздражения, вообще сильнее других, тем резче и получающийся от него слюноотделительный рефлекс (Зеленый).

В числе моментов, влияющих на силу и точность впечатления, как показывают соответствующие опыты, должно различать внутренние, как, например, степень сосредоточения, степень упражнения, и затем внешние условия, как, например, продолжительность наблюдения, яркость очертания, его окраска, окружающая обстановка и т, п. Но мы не войдем здесь в подробности этих данных.

Нельзя не обратить внимания также на факты, доказывающие влияние раздражения одного воспринимающего органа на точность впечатления в другом органе. В этом отношении уже давно установлено значение зрительного контроля над кожными раздражениями, что доказывается, между прочим, исследованиями над слепыми, у которых следы кожных раздражений отличаются меньшей точностью, нежели у зрячих. Напротив того, направление звука ими определялось точнее, нежели зрячими (Крогиус).
Слепые вообще являются лицами слухового типа, что зависит, очевидно, от большого упражнения органа слуха.

Наоборот, сравнительные исследования глухонемых слепых и здоровых, производимые К. Шефером и П. Манером в отношении подъема тяжестей (кожно-мышечного раздражения), показали, что наибольшее число ответов дают глухонемые, затем слепые и затем уже нормальные дети. Далее нельзя не упомянуть, что впечатления вызываемые внешними раздражениями, не служат вполне точными руководителями движений.

В этом отношении возможны известные отступления под влиянием нарушения центростремительных и центробежных проводников нервной системы; но, кроме того, возможны нарушения и в самом процессе образования впечатления, приводящие к изменению обычных реакций.

Так, известен целый ряд ошибочных или иллюзорных впечатлений, о чем речь уже была выше, которые могут привести к несоответствию реакций с действительными раздражениями, если эти реакции не будут соответственным образом исправляемы или задерживаемы под контролем деятельности других воспринимающих органов.

Упомянутое несоответствие реакций с действительными раздражениями обусловливается в известных случаях условиями внешней среды (так называемые физические иллюзии), в других случаях несовершенством строении воспринимающих органон, куда относится, например, целый ряд псевдоскопических явлений и ряд подобных же явлений со стороны других воспринимающих органов; в-третьих случаях они объясняются особыми условиями в действительности невропсихики {так называемые психические иллюзии). Наконец, ч известном ряде случаев мы встречаемся с патологическими состояниями, приводящими к нарушению процесса впечатления, которые известны под названием психопатологических иллюзий и галлюцинации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)