О развитии двигательной реакции

Обращаясь к вопросу о развитии двигательной реакции, свойственной всему животному миру и даже некоторым видам растений (стыдливая мимоза, мухоловка и т.д.необходимо иметь в виду, что у детей уже в первые дни по рождении могут быть обнаружены мышечные и сухожильные рефлексы и вместе с тем ряд кожных и слизистых рефлексов. Но независимо от того и более сложные формы реакций рефлекторного типа уже являются с самого первого дня рождения.

Даже основной их характер — оборонительный и наступательный — выступает с ясностью при исследовании отдельных реакций. Так, Kussmaui убедился, что реакция представляется неодинаковою в зависимости от того, какой части языка новорожденного младенца касаться стеклянной палочкой.

Прикосновение к кончику языка вызывало вытягивание губ вперед, обвивание кончика палочки языком и сосущие движения. Наоборот, раздражение палочкой задней части языка вблизи его корня вызывало рвотные движения. Совершенно аналогичные результаты были получены и другими наблюдателями. Прикосновение к губам и легонький удар по ним вызывали также сосательные движения даже в первый день по рождении.

Равным образом исследования Kussmaui1 а не оставляют сомнения в крайней впечатлительности у новорожденных младенцев слизистой оболочки носа.
Щекотание ее пером вызывает у новорожденных мигание глаз, более сильное на стороне раздражения. При дальнейшем раздражении обнаруживается закрытие глаз, насупливание бровей и движений рук, которые тянутся к лицу* Недоноски, однако, не проявляют такой впечатлительности.

Равным образом у новорожденных детей прикосновение к ресницам и к роговице тотчас же возбуждает реакцию в виде зажмуривания пек, но приближение предмета к глазам остается без эффекта- Прикосновение к носу вызывает плотное закрытие глаз, при более сильном разражении вместе с зажмуриванием век даже голова откидывается назад.
Далее, щекотание ладони вызывает сгибание пальцев, щекотание пятки и. подошвы — рефлекторные движения в ногах и т. п.

Замечено лишь, что у детей рефлекторная реакция в этом случае происходит медленнее, чем у взрослого, замедляясь иногда до двух секунд. При этом пальцы, особенно большой, разгибаются и оттопыриваются, тогда как у взрослых они при тех же условиях раздражения подгибаются. Затем общее беспокойство и крик у ребенка легко вызывается ударом ладони плашмя по телу, тогда как щипок обыкновенно не вызывает резкого эффекта.

Из предыдущего ясно, что новорожденный ребенок при механических раздражениях проявляет местную и более рас i г рост раненную рефлекторную реакцию как с наступательным, так и оборонительным характером, причем более резкие раздражения вызывают выразительнее движения в форме крика и общего беспокойства затем наблюдения над новорожденными детьми не оставляют сомнения в том, что их движения перко начально имеют чисто беспорядочный характер, обусловливаясь органическими раздражениями того или иного характера. Нужно при этом иметь в виду, что все более сложные движения новорожденных отличаю

тся поразительной не координирован (гостью. Эта некоординированность движений, между прочим, может быть легко нроо-л ежена на движениях глаз. Новорожденный младенец в первые дни часто еще не способен к вполне координированным движениям глазных яблок, вследствие чего наряду с правильными, например боковыми, движениями у ребенка можно видеть иногда ряд неправильных движений глаз, когда, например, один глаз двигается» а другой остается в покое или же происходит движение глал в разные стороны.

Точно так же и координация движений глаз и головы у новорожденных представляется несовершенною, и часто наблюдают, что голона движется в одном направлении, а глаза — в другом. Еще большей некоординированностью отличаются д в и жения конечностей.
Очевидно, что правильная координация движений есть акт, происходящий благодаря упражнению при постоянном их повторении под контролем соответствующих впечатлений, особенно мышечных, осязательных и зрительных.

Постепенность в развитии двигательных реакций видна, между прочим, из следующего: способность удерживать головку прямовертикальном положении начала наблюдаться у ребенка, исследованного д-ром Шум-ковым 32, с 47 дней, и уже на 68-й день ребенок удерживал головку почти без качаний. Способность упираться ножками появилась на 55-й день и затем постепенно совершенствовалась; лишь к 90-му дню ребенок мог стоять гей ложках при поддержке.

Вряд ли нужно говорить, что вышеуказанные сроки но имеет абсолютного значения, так как они в значительной степени зависят от условий питания ребенка и других причин, но во всяком случае последовательность в развитии отдельных движений у здоровых младенцев приблизительно одна и та же.

По моим наблюдениям, раньше всего у ребенка развивается правильная координация глаз и мышц губ и языка {для еды); затем развивается координация движений головы, после того развивается координация движений рук и их кистей (моя девочка начала захватывать мелкие предметы в середине 12-й недели). При атом разгибательные движения пальцев развиваются позже сгибатсльных. Далее развивается координация мышц туловища (попытки сидеть у моей девочки начались к концу 18-й недоли), И наконец, позднее всего развивается координация движений ног для выполнения акта ходьбы.

Что касается реакции сосредоточения, то исследования, которые прошв-водились над новорожденными вполне объективно, с помощью графической записи дыхания, фотографирования и простого наблюдения при различных раздражениях, приводят к следующим общим выводам 33:

  1. Независимо от характера раздражения, действие последнего на организм сказывается всегда возможно точным приспособлением вое крин икающего органа к наиболее лучшему восприятию внешнего с помощью установки соответствующего мышечного аппарата;
  2. Временной задержкой движений во время внешнего раздражения, выражающегося как бы временным оцепенением тела;
  3. Учащением дыхания и временными полными остановками дыхания в моменты наибольшего влияния внешнего раздражения.

Исследования, производившиеся в позднейшее время в ведологическом институте гз над дыханием: д-рами Повари иным и Владычко, показывают, что у новорожденных детей дыхание при графическом способе исследования обычно затемняется массой посторонних движений тела ребенка, но достаточно дать ребенку внешнее раздражение, как вследствие общей иммобилизации тела его дыхание на кривых тотчас же выступает вполне рельефно в виде правильных волн.

Таким: образом» вышеуказанные приспособления при реакции сосредоточения направлены к тому, чтобы путем временной иммобилизации тела прекратить доступ всем посторонним раздражениям и в то же время захватить данное внешнее раздражение возможно полнее с помощью точной установки мышечного аппарата воспринимающего органа.

Опыт показывает далее, что всякое внешнее сосредоточение по я реини своего развития может быть разделено на два периоде:

  1. период первый, соответствующий недифференцированному общему раздражению, при всевозможных раздражениях характеризуется теми же общими объективными чертами, о которых речь был! которые характеризуются установкой воспринимающего общей иммобилизацией тела и учащением дыхания с временными остановками дыхания;
  2. период второй имеет различное проявление в зависимости о благоприятного или неблагоприятного внешнего влияния на организм, которым сопровождается впечатлен я е. В первом случае имеются в общем it же внешние явления, как и в первый период раздражения, т е. установи воспринимающего аппарата, общая иммобилизация и паузы дыхания. Во втором же случае обнаруживаются оборонительные мышечные и общее движения, например, при резких световых раздражениях — вращение глаз и закрытие век, при слуховых — мотание головой, при обонятельных — то же, при вкусовых — выталкивание языком объекта раздражения я щря кожных раздражениях — удаление части тела от внешнего раздражения. К этим движениям присоединяются еще а общие движения всем корпусом.

Все вышеуказанные явления обнаруживаются с первого месяц! ребенка, и к началу третьего месяца весь аппарат работает уже в совершенстве. Далее, известно, что вкусовые и обонятельные влияния у новорожденных уже с самого начала приводят к характеристичным выразительные движениям. Если чистой стеклянной палочкой ребенку положить ц* язык каплю раствора сладкого сахара, соли, хинина, какой-либо кислоты мл эме вводить в рот дистиллированную воду с запахом мяты, лимонной мрн, аниса и т. п., то реакция на эти раздражения получается крайне отчётливая; причем сладкое ребенок принимает и начинает сосать, хотя и не всегда, тогда как кислое и соленое удаляет языком изо рта, делая ту же гримасу и те же движения, как и взрослый; от горького же, к которому ребенок очень невосприимчив, его немедленно рвет и на личике его появляется типичное выражение горечи.

По отношению к зрительному сосредоточению имеются наблюдения, что новорожденный на 7—9-й день и на 9-й день (Дарвин) уже фиксировал глаза на свет; у моей девочки реакция зрительного сосредоточения обнаружена впервые на 10-й день по отношению к фиксированию лиц, подходящих к ребенку. На 11-й день, а в другом случае на 14-й день уже замечали, что ребенок поворачивал свои глаза от одного предмета к другому.

Мой ребенок следил глазами за медленно двигавшимся красным листом на 12-й день, Впрочем, в иных случаях эта способность к фиксации взгляда на зрительные впечатления развивается несколько позднее. Некоторые, как Kolimann> признают развитие такой способности лишь в течение 5-й недели, Надо думать, что здесь имеются вообще большие индивидуальные отклонения.

Подобные же отклонения могут быть отмечены и по отношению к движению глаз за медленно двигающимися предметами, которые одними авторами отмечались уже на 2-й неделе, другими же на 23-й день, а иные признают, что эта способность редко обнаруживается ранее 5-й недели; следить за более быстрыми движениями ребенок научается много позднее.

Слуховое сосредоточение при звуках рояля (успокоение, задержка дыхания) у моего ребенка обнаружено на 16-й день.

Направление взора на предметы, вызывающие звук, впервые обнаруживается в возрасте нескольких недель. Мой ребенок уже в 8 недель следил взором за щелкающими пальцами. Одна девочка в возрасте 10 недель уже отыскивала глазами лицо зовущей ее особы. Мальчик 12 недель мог отыскать глазами стакан, который звучал от проведения по нему смоченных пальцев.

Дифференцированная реакция на различные звуки обнаруживается в общем рано — приблизительно в возрасте от 2 недель и более.

Что касается символической реакции, то в окончательном виде она составляет продукт очень позднего приобретения Но уже , с первых же недель ребенок обнаруживает звуки, которые затем постепенно дифференцируются в детскую болтовню и, наконец, координируются в виде членораздельной речи.

У моего ребенка первый звук *ма* появился на 3-й день после рождения, звук «аг» на 30-й день, на 7-й неделе девочка произнесла звук *бяю» (звукоподражательный «баю»), на 13-й неделе девочка впервые произнесла *мамаж В позднейшем возрасте речевые звуки все более и более разнообразятся и умножаются. В конце 17-й недели у моей девочки можно было убедиться в правильной оценке некоторых слов. Так, при перечислении разных имен при ее собственном имени у нее появлялась улыбка. На вопрос: «Где Федор?» — девочка тотчас же отыскивала его глазами.
И

ндивидуальная, или личная, реакция составляет также продукт позднейшего развития нервно-психической сферы, так как первоначально все потребности организма удовлетворяются исключительно путем рефлекторной и психо-органической или инстинктивной деятельности и лишь позднее возникают действия как результат репродуктивно-сочетательной деятельности нервных центров.

У моей девочки, например, лишь на 15-й неделе было впервые замечено, что она самостоятельно переводит взор с предмета на предмет своей комнаты, пока не найдет любимую игрушку.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)