О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма

Наше сообщение касается той группы детей с задержанным темпом психического развития, клиническая картина которой является наиболее очерченной и определяется многими как состояние психического инфантилизма, т. е. речь идет о детях с чертами незрелости, с теми особенностями психического и физического развития, которые свойственны детям более младшего возраста.

Динамическое изучение детей с психическим инфантилизмом показало неоднородность этой группы в клиническом отношении, что может быть обусловлено различными этиологией и патогенезом инфантилизма. У одних детей развитие с годами достигает соответствующего возрастного уровня, у других–состояние психического инфантилизма остается более стойким, а следовательно, лечебные и педагогические мероприятия должны быть различными.

Проведенные исследования позволили нам выделить два варианта психического инфантилизма.

При 1-м варианте задержка темпа развития обусловлена главным образом такими вредностями, которые оказывают токсическое влияние на организм ребенка или вызывают тяжелые расстройства питания. К таким вредностям относятся в первую очередь рахит, длительные кишечные расстройства, последовательно Протекающие инфекции, алкоголизм родителей. Именно эти причины большинством авторов считаются наиболее существенными в развитии инфантилизма.

В дошкольном возрасте влияние этих вредностей сказывается главным образом в таких симптомах, как задержка физического развития, повышенная возбудимость, плаксивость, нарушение сна и аппетита. Признаки незрелости психики выявляются чаще всего в возрасте 7–8 лет, при начале обучения в школе, когда дети оказываются несостоятельными в учебной деятельности:

не понимают своих обязанностей в классе, не испытывают чувства ответственности перед школой и перед педагогом.

Из-за отсутствия интереса к занятиям, отсутствия способности к целенаправленной деятельности, из-за относительной слабости мыслительных процессов с трудом усваивают школьный материал и часто не могут освоить программу I класса массовой школы. Занятиям в школе мешают повышенная двигательная активность, быстрая пресыщаемость, неспособность к напряжению, что также свойственно детям более младшего возраста.

Интересы этих детей в 7–8 лет соответствуют дошкольному возрасту, основной формой деятельности остается игровая. К классным занятиям, к беседе с врачом, к эксперименту обследователя они относятся как к игре. В классе не расстаются с игрушками, занятиям предпочитают шумные подвижные игры с детьми более младшего возраста, высказывают желание остаться в детском саду и не ходить в школу.

Особенности эмоциональной сферы этих детей также говорят о незрелости психики. Отмечается большая живость эмоций (дети приветливы, доверчивы, добродушны, ласковы, всегда оживлены, легко откликаются на все занятия, которые вызывают у них удовольствие), но вместе с тем поверхностность их (нет стойких привязанностей к взрослым).

Например, будучи в детских учреждениях, дети при свидании с родителями легко с ними расстаются, если их зовут играть или предлагают гостинцы. Они быстро забывают обиды, легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость, в поведении и играх следуют за другими детьми.

Психической незрелости соответствуют и признаки задержки физического развития: пропорции тела, рост детей соответствуют более младшему возрасту, у многих отмечается задержка роста зубов.

Таким образом, при 1-м варианте психического инфантилизма клиническая картина почти полностью исчерпывается лишь признаками незрелости психофизического развития. Такие синдромы остаточных явлений после перенесенных заболеваний, как астенический, синдром аффективной возбудимости, у этих детей не играют ведущей роли.

Мы проследили динамически тех детей с психическим инфантилизмом, которые в связи с неуспеваемостью в I классе были направлены на стационарное лечение. При проведении соответствующей терапии– общеукрепляющей и стимулирующей, а главное, при щадящем учебном режиме с учетом индивидуальных особенностей–дети становились целенаправленнее в занятиях и проявляли возможность более продуктивно усваивать учебный материал.

В дальнейшем, дублируя I класс, они могли продолжать обучение в массовой школе, исчезала выраженная детскость поведения и свойственная ребенку двигательная расторможенность, хотя некоторая беспечность, несамостоятельность в действиях, внушаемость, ограниченность интересов оставались и при катамнестическом обследовании в возрасте 11–12 лет.

Все же, учитывая заметное уменьшение признаков незрелости психики, выравнивание уровня познавательных процессов, этот вариант психического инфантилизма правомерно было расценить как временную задержку развития с благоприятной динамикой.

Этим детям доступно обучение по программе массовой школы, однако надо учитывать, что именно в первые годы обучения созревание ребенка идет особенно медленно, требуется облегченный учебный режим, проведение соответствующей терапии, возможность прохождения программы I класса за более длительный срок.

Такие условия обучения могли бы быть осуществлены, по-видимому, в условиях специальных санаторно-лесных школ. Санаторно-лесные школы для детей-психоневротиков имеются в, Москве и некоторых областях РФ, но в целом вопрос об организации таких школ остается еще открытым.

При 2-м варианте психического инфантилизма клиническая картина оказывается более сложной. Нарушение развития таких детей обусловлено рядом вредностей, перенесенных ребенком в раннем детстве: наряду с длительными истощающими заболеваниями у этих детей отмечаются и более грубые этиологические факторы (длительная асфиксия при родах, инфекции, протекавшие с мозговыми явлениями).

Патогенное влияние этих факторов сказывалось уже на раннем этапе развития детей: задерживались сроки развития моторных навыков, становление речи шло медленно, были выраженными аффективная возбудимость и двигательное беспокойство.

Как и при 1-м варианте, черты незрелости психики выявляются в период начала обучения в школе, т. е. в 7–8 лет, когда из-за невозможности усвоить программу I класса дети направляются к психоневрологу. Однако наряду с признаками психофизического инфантилизма здесь отчетливо выступают и симптомы резидуального состояния после перенесенного органического поражения центральной нервной системы.

Выражена рассеянная неврологическая симптоматика в виде нарушения конвергенции, нистагма, асимметрии лицевых нервов, повышения и неравномерности сухожильных рефлексов.

Отчетливо выявляется цереброастенический синдром. При интеллектуальной нагрузке, при шуме, в душном помещении возникают головные боли. Повышенная утомляемость в классе сказывается либо в повышении суетливости, расторможенности, либо в появлении вялости и пассивности, вплоть до засыпания во время занятий.

Относительно спокойные с утра, дети становятся возбужденными, расторможенными к вечеру, что также объясняется повышенной утомляемостью. У некоторых выявляются элементы назойливости, повышенное, с оттенком эйфории настроение, сочетающееся с раздражительностью и вспыльчивостью. Некоторым детям свойственны склонность к аффективным разрядам, неуживчивость, драчливость.

Интеллектуальная деятельность детей данной группы нарушена грубее, чем при 1-м варианте психического инфантилизма. С одной стороны, за счет выраженной двигательной расторможенности, отвлекаемости и утомляемости; с другой–из-за жалоб на снижение памяти. Особенные затруднения выявляются при целенаправленном запоминании ряда предложенных слов, имен окружающих.

Отмечается также относительно низкий уровень процессов обобщения и отвлечения. В конкретно-наглядном материале дети разбираются вполне удовлетворительно, но у них мал запас обобщающих терминов, они не могут объяснить значение отдельных отвлеченных понятий.

Сравнение предметов на основе их сходства и различия вызывает большие затруднения, хотя при наводящих вопросах ответы улучшаются. При предъявлении серии последовательных картинок дети находят логическую связь только между теми картинками, которые наиболее близки к привычным для них ситуациям. Многие из этих детей не могут в период первого года обучения научиться считать отвлеченно.

В игровой деятельности и в рисунках у них отмечается слабость творческой инициативы, воображения и фантазии; игры и рисунки мало разнообразны и бедны по содержанию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)