Новое содержание трудовых и служебных отношений в первой половине XXI в

В настоящее время существует множество системных требований к работнику, служащему и обучающемуся. Эти требования различаются, начиная от количества требований до их качества, например от 2 до 100 и более. Требования к работающему и обучающемуся наиболее полно выражает категория «профессионализм».

Ориентир – рынок труда

С 2000 г. образование стало более ориентировано на рынок труда, на требования рабочего места и социально-экономического развития страны.

В то же время практика работы предприятий и профессиональных образовательных организаций показывает, что рынок труда и образовательных услуг урегулирован недостаточно эффективно.

Организации, принимая на работу персонал, вынуждены проверять уровень профессионализма поступающих на работу самостоятельно, по собственным методикам. На практике несмотря на то, что у работников есть дипломы, их профессионализм неполный, и поручение самостоятельной работы таким специалистам приводит компании к убыткам. Наличие диплома о профессии предполагает, что у его владельца имеется 100 %-й профессионализм. На самом деле профессионализм может быть самым разным, от 0 до 100 %.

У организаций при современном уровне профессионализма выпускников СПОО и вузов возникла потребность в инструментальном измерении уровня профессионализма. Конкурентоспособность организации прямо зависит от качества такого инструмента. Такая же потребность существует и во всех образовательных организациях, которые дают профессиональное образование. Качество образования прямо зависит от выбранного инструмента измерения уровня профессионализма обучающегося.

Управление трудовыми отношениями в организациях может быть значительно выше. Существует потребность организаций в повышении эффективности управления трудовыми, служебными и образовательными отношениями. Современный рынок труда обнаруживает необходимость выразить все требования к работнику в одной категории. Одновременно существует у образовательных учреждений необходимость выразить свои требования к обучающему в одной основной категории, интегрируя в нее все имеющиеся требования. В настоящее время существует множество системных требований к работнику и обучающемуся.

Социологи рассматривают профессию как престижную трудовую деятельность «белых воротничков», требующую получения обширного формального образования. Род занятий является профессией, поскольку он отвечает следующим требованиям:

  • теоретические знания;
  • частная практика;
  • уважение со стороны клиентов;
  • забота не о личных, а об общественных интересах.

Юристы определяют профессию как совокупность приобретенных работником специальных трудовых навыков, объединенных общим названием (например, слесарь, столяр). Педагоги определяют профессию как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных специальной подготовкой и опытом работы.

Новые представления

Представления о профессионализме в XXI в. изменились по сравнению с XX в. В XX в. в основном в профессионализм включали три элемента: знания, умения и навыки. В XXI в. его содержание стало изменяться, и службы управления персоналом организаций в него добавили еще четыре элемента: представления о производственных процессах, человеческие качества, состояние здоровья и дисциплинированность. Таким образом, в XXI в. категория профессионализма стала включать восемь элементов:

  • знания;
  • умения;
  • навыки;
  • представления о трудовых, служебных, производственных процессах;
  • человеческие качества, необходимые работнику на рабочем месте и недопустимые на рабочем месте;
  • состояние здоровья, позволяющее выполнять порученную работу;
  • дисциплинированность;
  • правосознание.

Такая структура категории «профессионализм» наиболее полно удовлетворяет потребности организаций. Данное представление о профессионализме позволяет организациям измерять и управлять изменением профессионализма обучающихся, работников и служащих. В результате, например, у руководителя организации на столе может появиться список работающих, в котором против каждой фамилии проставлен процент профессионализма по 100-балльной шкале. Применение категории профессионализма позволяет управлять процессом самообразования, которым человек обязан заниматься всю жизнь. Измерение уровня знаний работника в единицах знания позволяет одновременно выяснять уровень его незнания. На этой основе можно составлять программу самообразования на один год, которую подписывает, например, генеральный директор, начальник отдела управления персоналом, руководитель структурного подразделения и работник. Для повышения профессионализма работающих в каждой организации можно создать библиотеку профессиональной литературы, которая должна включать литературу по всем профессиям сотрудников, работающих в организации.

Можно ввести новый элемент организации труда – описание рабочего места (требование к профессионализму), в котором полезно перечислить все требования к профессионализму работника на конкретном рабочем месте. Описание рабочего места – это правовой акт применения норм права из ст. 57, 209 ТК РФ, который работодатели используют для измерения и управления профессионализмом работников.

В СПОО и вузах целесообразно ввести матрицу профессионализма, которая может заполняться во время обучения самим обучающимся под контролем администрации образовательного учреждения. Эта матрица в виде ячеек может включать все семь элементов профессионализма и показывать степень приобретения профессионализма от 0 до 100 %.

Новое содержание трудовых и служебных отношений

В XXI в. возникло новое содержание трудовых и служебных отношений. К работнику на рабочем месте предъявляется восемь требований. Эти требования порождают восемь трудовых и служебных отношений, которые нуждаются в эффективном регулировании. Для этого можно ввести новую главу в Трудовой кодекс, например, с названием «Содержание и виды трудовых отношений».

Образовательные стандарты и квалификационные требования и противоречия между ними

Предприятия и образовательные учреждения все острее ощущают потребность в дальнейшем совершенствовании образовательных стандартов, профессиональных стандартов и квалификационных справочников, которые должны иметь общую основу, т. е. единое понимание профессионализма и его структуры. Образовательное учреждение готовит специалистов с определенным уровнем образования, необходимым для выполнения работы в конкретных учреждениях, государственных и муниципальных органах, организациях и на предприятиях. Уровень профессионализма специалиста запрограммирован в государственном образовательном стандарте. Очевидно, что образовательное учреждение и предприятие должны одинаково понимать профессионализм специалиста, но в действительности этого не наблюдается. Требования к профессионализму в образовательном учреждении содержатся в государственном образовательном стандарте. Требования к профессионализму на предприятии содержатся в Квалификационном справочнике. Существует противоречие между этими требованиями, которое приводит к тому, что предприятия, имея различия в требованиях к профессионализму работников, не находят всех элементов профессионализма у выпускников образовательных организаций.

Возникшее противоречие между государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями можно разрешить двумя путями:

  • повысить интенсивность работы по совершенствованию государственных образовательных стандартов и квалификационных справочников;
  • совместить квалификационные требования, сформулированные в профессиональных стандартах, государственных образовательных стандартах и квалификационных справочниках.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Он предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики, включенные в Справочник, являются нормативными документами, предназначенными:

  • для обоснования рационального разделения и организации труда;
  • правильного подбора, расстановки и использования кадров;
  • обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые обусловливают наименования должностей.

Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников на рабочем месте с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы.

Все три перечисленные части квалификационной характеристики нуждаются в изменениях, чтобы более полно соответствовать современной организации труда.

Первый раздел, «Должностные обязанности», может включать не только трудовые функции, но и конкретный вид поручаемой работы, трудовые действия в терминологии ст. 57, 195.1 ТК РФ. Квалификационные справочники полезно привести в соответствие с ТК РФ. В разделе целесообразно перечислить все производственные процессы, в которых будет принимать участие работник, т. е. назвать процессуальную форму трудовой функции работника.

Во втором разделе, «Должен знать», целесообразно включить все знания в виде единиц знания, которые требуются при работе по данной специальности. Этот перечень должен совпадать с разделом «Профессиональные знания» государственных образовательных стандартов по специальностям. Для специалистов с высшим образованием это 200–300 единиц знания.

В третьем разделе, «Требования к квалификации», целесообразно назвать профессию работника, специальность, специализацию, квалификационные категории для того, чтобы привести этот раздел в соответствие с терминологией, которая применяется при описании трудовой функции работника в ст. 57 ТК РФ. В этот раздел можно включить направления подготовки, которые широко применяются в образовательном праве.

В квалификационные требования целесообразно включить три раздела дополнительно:

  • человеческие качества, которые работник должен проявлять для того, чтобы работать результативно;
  • состояние здоровья, которое работнику необходимо поддерживать для выполнения трудовой функции по показателям;
  • навыки работника – умение работать по нормативам, но не опыт. Нередко работник, имея большой опыт, так и не может приобрести необходимые навыки.

Профессионализм на государственной службе

Существуют особенности определения профессионализма на государственной службе. В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 12 содержатся квалификационные требования к должностям гражданской службы. В число квалификационных требований входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

Это положение устарело, т. к. не соответствует квалификациям высшего образования, которые дают вузы: бакалавр, специалист, магистр, подготовка кадров высшей квалификации.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  •  высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  •  младшие должности гражданской службы.

Должности гражданской службы можно привести в соответствие со ст. 10 Федерального закона об образовании по следующим уровням образования:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование – бакалавриат;
  • высшее образование – специалитет, магистратура;
  • высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Должности гражданской службы применительно к уровню образования можно подразделить на следующие группы:

  • высшие должности гражданской службы – докторантура;
  • главные должности гражданской службы – аспирантура;
  • ведущие должности гражданской службы – магистратура;
  • старшие должности гражданской службы – специалитет;
  •  младшие должности гражданской службы – бакалавриат.

Для повышения качества профессионального образования необходимо решить следующие задачи:

  • принять за основу понятие профессионализма, состоящее из семи элементов;
  • синхронизировать государственные образовательные стандарты, квалификационные справочники и профессиональные стандарты;
  • поднять уровень обязательного образования до среднего профессионального, только такой уровень является фундаментом воспитания свободного человека в XXI в.;
  • совершенствовать среднее профессиональное образование, чтобы дать обучающемуся две профессиональные подготовки: рабочую профессию и квалификацию мастера;
  • изменить вузовскую подготовку. Вуз может дать обучающемуся три профессиональные подготовки – рабочего, мастера и инженера (специалиста);
  • включить в содержание профессионального образования семь элементов профессионализма. Эти элементы должны даваться в полном объеме, особенно умения (компетенции) и навыки. В XX в. специалиста учили 5 лет, затем он 3 года был молодым специалистом и в течение этого срока приобретал умения и навыки, а также необходимые человеческие качества. Таким образом, становление специалиста продолжалось 8 лет;
  • выпускнику, который во время обучения не достиг профессионализма в объеме 80—100 %, можно присваивать квалификацию (ввести новую квалификацию) помощник (бакалавра, специалиста, магистра). Таким образом, количество специалистов с высшим образованием сократится минимум в 100 раз и будет приведено в соответствии с реальным положением на практике. Например, в адвокатской конторе работают 50 адвокатов, но профессиональный адвокат там только один. Другой пример: в отделе главного инженера работают двадцать инженеров, но профессиональный инженер, который может решить любую инженерную задачу, там только один, и так по всем профессиям можно наблюдать одну и ту же картину;
  •  качество университетского образования можно повысить, опираясь на научные школы, которые должны быть в каждом университете. Целесообразно принять регламент научных школ на уровне постановления Правительства РФ.

Решение перечисленных задач не только возможно, но необходимо для повышения конкурентоспособности нашего государства и населения страны в глобальном мире.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)