Нормативно-правовая база международного сотрудничества ЕАЭС
1 января 2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза.
Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, также станут Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года.
Договор о ЕАЭС состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей, 33 приложений. В Договоре о ЕАЭС содержится статья 7 «Международная деятельность Союза». Так, в абз. 1 п. 1 статьи 7 Договора о ЕЭАС указано: «Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом.
Порядок осуществления ЕАЭС международного сотрудничества регламентирован Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 99.
Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2018 год установлены Решением Совета ЕЭК от 22.08.2017 № 70 «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета».
Так, в соответствии с указанным Решением таковыми являются:
- взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями, бизнес-сообществами и экспертными кругами третьих стран в целях продвижения актуальной информации о евразийской экономической интеграции и формирования позитивного представления о Союзе как эффективной и конкурентоспособной международной организации региональной экономической интеграции, в частности путем проведения презентаций Союза и совместных профильных мероприятий на различных международных площадках;
- взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями и бизнес-сообществами третьих стран, которые проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Союзом, в целях выявления возможных форм взаимодействия, в частности подготовки и подписания меморандумов и других актов международного характера, проведения переговоров представителей Евразийской экономической комиссии и государств-членов (в случае, если переговоры проводятся переговорной делегацией совместно) о заключении преференциальных и непреференциальных торговых соглашений;
- взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями и бизнес-сообществамитретьих стран в целях развития уже созданных механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных актов международного характера, проводимых переговорных процессов о заключении преференциальных и непреференциальных торговых соглашений, а также в иных форматах международной деятельности Союза.
Основные усилия в области международной деятельности ЕАЭС и его государств-членов в 2018 году сосредоточены на развитии взаимодействия:
- с государствами, региональными объединениями и международными организациями Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона;
- с государствами и региональными объединениями Латинской Америки;
- с государствами и региональными объединениями Ближнего Востока и Африки;
- с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), не являющимися членами Союза, и региональными объединениями на пространстве СНГ;
- с европейскими государствами, Европейским союзом, другими региональными объединениями в Европе и иными функционирующими в европейском регионе организациями;
- с государствами, региональными объединениями и бизнессообществами Северной Америки, в первую очередь с Соединенными Штатами Америки, Канадой, Мексиканскими Соединенными Штатами Порядок принятия в Евразийский экономический союз новых членов и прекращения членства в Евразийском экономическом союзе регламентирован Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 № 25.
Порядок вступления государства в Союз:
- Направление заинтересованным государством обращения на имя Председателя Высшего Евразийского экономического совета.
- Уведомление государств-членов ЕАЭС о поступившем обращении.
- Позиция государств-членов ЕАЭС о поступившем обращении.
- Высший совет принимает решение о предоставлении обратившемуся государству статуса государства-кандидата на вступление в Союз.
- Создание рабочей группы из представителей государствакандидата, государств-членов и органов Союза.
- Разработка проекта Программы действий по вступлению государствакандидата в Евразийский экономический союз.
- После выполнения Программы действий государство-кандидат становится членом Союза.
Порядок прекращения членства в Союзе:
- Государство-член, принявшее решение о прекращении членства в
Союзе, направляет в Комиссию по дипломатическим каналам письменное уведомление о своем намерении выйти из Договора и прекратить членство в Союзе - ЕЭК информирует государства-члены Союза о поступившем уведомлении
- На основании уведомления Высший совет принимает решение о начале процесса урегулирования финансовых обязательств, возникших в связи с членством государства в Союзе.
- Членство государства в Союзе прекращается по истечении 12 месяцев с даты получения Комиссией уведомления.
Положение о статусе государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союза утверждено Решением Высшего Евразийского экономического совета от 14.05.2018 № 8.
Получение статуса наблюдателя:
- Государство, заинтересованное в сотрудничестве с ЕАЭС, направляет на имя Председателя Высшего Евразийского экономического совета письменное обращение с просьбой о предоставлении ему статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС и выражением готовности соблюдать положения ст. 109 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г.
- ЕЭК информирует об этом другие государства-члены ЕАЭС.
- Государства-члены ЕАЭС представляют в ЕЭК информацию о позиции по вопросу предоставления обратившемуся государству статуса государстванаблюдателя при ЕАЭС.
- ЕЭК информирует государства-члены ЕАЭС о поступивших позициях и готовит материалы по вопросу предоставления обратившемуся государству статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС к заседанию Высшего совета.
- Решение о предоставлении обратившемуся государству статуса государству-наблюдателя при ЕАЭС принимается Высшим советом.
- ЕЭК по результатам рассмотрения Высшим советом вопроса о предоставлении статуса государства-наблюдателя при ЕЭАС информирует в письменной форме обратившееся государство о принятом решении.
Высшим советом может быть принято решение об аннулировании статуса государства-наблюдателя в следующих случаях:
- В случае совершения государством-наблюдателем действий или заявлений, направленных против интересов ЕАЭС и (или) государств-членов.
- В случае поступления заявления государства-наблюдателя об отказе от статуса государства-наблюдателя.
- Международные таможенные конвенции и договоры
- Сотрудничество стран содружества независимых государств
- Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела
- Особенности подготовки международных запросов в таможенные службы иностранных государств
- Сотрудничество со странами из дальнего зарубежья
- Экономический Евразийский союз
- Общая информация о представителях таможенной службы РФ за рубежом
- Формы международного сотрудничества ЕАЭС
- Участие ФТС России в международных организациях и межгосударственных объединениях
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу