Нормативно-правовая база международного сотрудничества ЕАЭС

1 января 2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза.

Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, также станут Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года.

Договор о ЕАЭС состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей, 33 приложений. В Договоре о ЕАЭС содержится статья 7 «Международная деятельность Союза». Так, в абз. 1 п. 1 статьи 7 Договора о ЕЭАС указано: «Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом.

Интересно
В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствамичленами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции».

Порядок осуществления ЕАЭС международного сотрудничества регламентирован Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 99.

Нормативно-правовая база международного сотрудничества ЕАЭС

Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2018 год установлены Решением Совета ЕЭК от 22.08.2017 № 70 «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета».

Так, в соответствии с указанным Решением таковыми являются:

  • взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями, бизнес-сообществами и экспертными кругами третьих стран в целях продвижения актуальной информации о евразийской экономической интеграции и формирования позитивного представления о Союзе как эффективной и конкурентоспособной международной организации региональной экономической интеграции, в частности путем проведения презентаций Союза и совместных профильных мероприятий на различных международных площадках;
  • взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями и бизнес-сообществами третьих стран, которые проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Союзом, в целях выявления возможных форм взаимодействия, в частности подготовки и подписания меморандумов и других актов международного характера, проведения переговоров представителей Евразийской экономической комиссии и государств-членов (в случае, если переговоры проводятся переговорной делегацией совместно) о заключении преференциальных и непреференциальных торговых соглашений;
  • взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями и бизнес-сообществамитретьих стран в целях развития уже созданных механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных актов международного характера, проводимых переговорных процессов о заключении преференциальных и непреференциальных торговых соглашений, а также в иных форматах международной деятельности Союза.

Основные усилия в области международной деятельности ЕАЭС и его государств-членов в 2018 году сосредоточены на развитии взаимодействия:

  • с государствами, региональными объединениями и международными организациями Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • с государствами и региональными объединениями Латинской Америки;
  • с государствами и региональными объединениями Ближнего Востока и Африки;
  • с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), не являющимися членами Союза, и региональными объединениями на пространстве СНГ;
  • с европейскими государствами, Европейским союзом, другими региональными объединениями в Европе и иными функционирующими в европейском регионе организациями;
  • с государствами, региональными объединениями и бизнессообществами Северной Америки, в первую очередь с Соединенными Штатами Америки, Канадой, Мексиканскими Соединенными Штатами Порядок принятия в Евразийский экономический союз новых членов и прекращения членства в Евразийском экономическом союзе регламентирован Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 № 25.

Порядок вступления государства в Союз:

  1. Направление заинтересованным государством обращения на имя Председателя Высшего Евразийского экономического совета.
  2. Уведомление государств-членов ЕАЭС о поступившем обращении.
  3. Позиция государств-членов ЕАЭС о поступившем обращении.
  4. Высший совет принимает решение о предоставлении обратившемуся государству статуса государства-кандидата на вступление в Союз.
  5. Создание рабочей группы из представителей государствакандидата, государств-членов и органов Союза.
  6. Разработка проекта Программы действий по вступлению государствакандидата в Евразийский экономический союз.
  7. После выполнения Программы действий государство-кандидат становится членом Союза.

Порядок прекращения членства в Союзе:

  1. Государство-член, принявшее решение о прекращении членства в
    Союзе, направляет в Комиссию по дипломатическим каналам письменное уведомление о своем намерении выйти из Договора и прекратить членство в Союзе
  2. ЕЭК информирует государства-члены Союза о поступившем уведомлении
  3. На основании уведомления Высший совет принимает решение о начале процесса урегулирования финансовых обязательств, возникших в связи с членством государства в Союзе.
  4. Членство государства в Союзе прекращается по истечении 12 месяцев с даты получения Комиссией уведомления.

Положение о статусе государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союза утверждено Решением Высшего Евразийского экономического совета от 14.05.2018 № 8.

Получение статуса наблюдателя:

  1. Государство, заинтересованное в сотрудничестве с ЕАЭС, направляет на имя Председателя Высшего Евразийского экономического совета письменное обращение с просьбой о предоставлении ему статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС и выражением готовности соблюдать положения ст. 109 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г.
  2. ЕЭК информирует об этом другие государства-члены ЕАЭС.
  3. Государства-члены ЕАЭС представляют в ЕЭК информацию о позиции по вопросу предоставления обратившемуся государству статуса государстванаблюдателя при ЕАЭС.
  4. ЕЭК информирует государства-члены ЕАЭС о поступивших позициях и готовит материалы по вопросу предоставления обратившемуся государству статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС к заседанию Высшего совета.
  5. Решение о предоставлении обратившемуся государству статуса государству-наблюдателя при ЕАЭС принимается Высшим советом.
  6. ЕЭК по результатам рассмотрения Высшим советом вопроса о предоставлении статуса государства-наблюдателя при ЕЭАС информирует в письменной форме обратившееся государство о принятом решении.

Высшим советом может быть принято решение об аннулировании статуса государства-наблюдателя в следующих случаях:

  1. В случае совершения государством-наблюдателем действий или заявлений, направленных против интересов ЕАЭС и (или) государств-членов.
  2. В случае поступления заявления государства-наблюдателя об отказе от статуса государства-наблюдателя.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)