Международные таможенные конвенции и договоры

Международные договоры являются одним из источников таможенного права и в настоящее время РФ участвует в нескольких десятках международных договоров и конвенций в области таможенного дела. Существует несколько оснований, по которым можно классифицировать международные таможенные конвенции и договоры, такие как: по сфере распространения, по числу участников, по объекту правового регулирования (рис. 2).

Международные таможенные конвенции и договоры

Универсальные международные таможенные договоры и конвенции объединяют большинство стран мира и выражают интересы в сфере таможенного дела большинства мирового сообщества. В данном случае примером служит Киотская конвенция.

Региональные международные таможенные договоры и конвенции объединяют несколько стран, являющимися соседями, и выражают интересы определенного региона мира. К примеру, можно отнести договор о создании ЕАЭС (рис. 3).

Международные таможенные конвенции и договоры

Двусторонние международные таможенные договоры и конвенции объединяют два государства и выражают только их волю. Для примера можно выделить Соглашение между Правительством РФ и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.11.2003.

Многосторонние международные таможенные договоры и конвенции связывают несколько государств и выражают их совместную волю, как на пример, Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.

Международные таможенные конвенции и договоры

Киотская конвенция относится к виду непосредственно посвященной таможенному делу, а Венская конвенция – к фрагментарно касающимся международных таможенных отношений. Среди международных договоров, непосредственно посвященных таможенному делу, особое внимание заслуживает международный документ, посвященный описанию и кодированию товаров.

Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров была заключена 14 июня 1983 г. в Брюсселе. Она заменила устаревшую Конвенцию о номенклатуре Совета таможенного сотрудничеств.

Гармонизированная система была введена с 01 января 1988 года, состояла из 5000 наименований товаров, которые имели шестизначный код, а также необходимые пояснения и правила пользования. Новая гармонизированная система сразу же получила широкое распространение и была принята в более чем в 100 государствах, на которые приходилось 90% всего мирового торгового оборота.

ГС является универсальным экономическим языком и системой кодов товаров, необходимым инструментом международной торговли, способствует согласованию таможенных и торговых процедур, бездокументному обмену данными, связанному с этими процедурами, сокращению затрат международной торговли.

Она широко используется правительствами, международными организациями и частным сектором при установлении внутренних налогов, грузовых тарифов, в торговой политике, для контроля над перемещением товаров, ограниченных в обороте, при составлении правил происхождения товаров, для контроля над ценами, управления квотами, компиляции национальных счетов и экономических исследований и анализа.

В настоящее время использование системы состоит в сборе ввозных пошлин и налогов и в проведении торговой политики. Товары должны ясно различаться друг от друга, каждому товару должна соответствовать только одна товарная позиция, так как при этом автоматически однозначно определяется ставка таможенной пошлины.

Интересно
Как только классификация товаров определена в терминологии ГС, она должна применяться единообразно во всем мире. На национальном уровне классификация предназначена главным образом для специфических целей правительственной политики (очень редко классификации создаются исключительно для целей классификации как таковой), а поскольку различные национальные классификации отличаются друг от друга, нередки споры.

Если же товар получил классификационный код по ГС, то этот код должен быть единым во всем мире, хотя его использование, главным образом его экономическое применение, может быть различным в разных странах (к примеру, один и тот же товар может подпадать под низкую пошлину в одной стране и под высокую в другой). Юридическую основу гармонизированной системы составляет Международная конвенция о ГС, ее официальная интерпретация дается в четырехтомных пояснениях (ExplanatoryNotes) на английском и французском языках, издаваемых СТС, а обновление ГС осуществляется каждые четыре-шесть лет.

В ГС товары классифицируются, в первую очередь, в зависимости от того, что они собой, по сути, представляют, а не в зависимости от степени их переработки, происхождения или назначения. Номенклатура ГС логически структурирована по видам экономической деятельности или составляющим материалам, например: животные и продукты животного происхождения находятся в одном разделе; машины и механические приборы, сгруппированные по функциям, в другом.

В каждом из разделов номенклатуры (а всего их 21) сгруппированы товары, произведенные в одном секторе экономики. Каждый раздел включает одну группу или более, вся номенклатура состоит из 97 групп, в том числе группа 77 является резервной. Группы разделов с I по XV (кроме раздела XII) сгруппированы по биологическим признакам или по составным материалам, из которых сделаны товары. Те группы, в которых товары распределены по сырьевому признаку, имеют вертикальное строение, при котором товары классифицируются исходя из степени их переработки.

Для того чтобы тот или иной товар получил в ГС самостоятельное описание (отдельную базисную позицию), необходимо соблюдение одновременно двух условий, а именно: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств.

Следующий важный документ был посвящен таможенной оценке товаров. Брюссельская конвенция оценки стоимости товара вступила в силу с 28.07.1953. В декабре 1950 года в Брюсселе была подписана Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров.

Эта Конвенция получила название «Брюссельской» и определяла таможенную стоимость товара как «нормальную цену товара, по которой товар может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации». Брюссельская конвенция рассматривает таможенную стоимость как цену СИФ в том месте, где товар пересекает таможенную границу страны назначения, и включает следующее важное условие: «нормальная цена это цена, складывающаяся на открытом рынке, между независимыми друг от друга продавцом и покупателем».

Конвенция о таможенной стоимости по существу унифицировала технические стороны определения таможенной стоимости. Однако США и Канада не подписали Конвенцию и не применяют ее положение в своей таможенной практике.

Таким образом, в настоящее время сложились две международные системы по определению таможенной стоимости. Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях, вторая регламентирована Соглашением о порядке применения статьи VII ГАТТ 1979 г. (Кодекс по определению таможенной стоимости). В основе обеих систем лежит статья VII ГАТТ, что говорит об отсутствии существенных расхождений между ними. Различия проявляются на уровне определений и понятийного аппарата.

Киотская конвенция вступила в силу 25.09.1974 и была пересмотрена в 1999 г. В новой редакции Киотская конвенция вступила в силу в 2006 г., а Российская Федерация присоединилась к конвенции только 20.10.2010. Данная конвенция разработана в целях упрощения таможенных процедур и содействия развитию международной торговли. Так как соблюдение норм, содержащихся в Киотской конвенции, представлялось неотъемлемым условием для вступления России в ВТО, то включение положений Киотской конвенции в правовую систему РФ повлекло за собой необходимость переработки всего массива российского таможенного законодательства, а также внесения изменений в иные законодательные акты.

Генеральное приложение состоит из Стандартных правил и Стандартных правил с переходным сроком. В Генеральном приложении содержатся базовые принципы и подходы к таможенному регулированию. Его положения относятся ко всем институтам таможенного дела. Кроме того, Конвенция предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению.

В рамках международного таможенного сотрудничества была подвергнута унификации наиболее часто применяемая процедура – международный транзит товаров. С этой целью была принята Конвенция МДП 1975 г., ее участниками являются более 50 государств мира, в том числе и Россия (рис.5).

Международные таможенные конвенции и договоры

Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения ее государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением особой процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа – книжки МДП – упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом, за счет задержек в пути.

Таможенная конвенция АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) была принята 06.12.1961 г. Россия присоединилась к Конвенции 02.11.1995 и ратифицировала ее 18.07.1996. К настоящему моменту к Конвенции присоединилось свыше 60 государств. Данная Конвенция является ведущей среди других конвенций, посвященных вопросам временного ввоза. В ней нашли отражение такие важные моменты, как порядок взыскания таможенных пошлин специфическое документационное оформление временного ввоза. В целом, функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.

Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией АТА установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров.

Например, в Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции АТА осуществляет ФТС России ( приказ ФТС России от 28.12.2012 № 2675 «Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА»).

Назначение Конвенции АТА состоит в том, что она позволяет использовать Карнет АТА как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом.

Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбульская конвенция) была принята 26.06.1990 с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.

Как Конвенция о карнете АТА, гак и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) являются инструментами Всемирной таможенной организации по временному ввозу товаров. Наличие только одного документа – карнета АТА – позволяет свободно перемещать товары через таможенные границы и осуществлять временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая при этом товары от уплаты налогов и пошлин.

Стамбульская конвенция унифицировала все существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым заложила прочную основу для осуществления тех направлений ВЭД, которые непосредственно связаны с такой таможенной процедурой, как временный ввоз.

Следует упомянуть еще две конвенции, связанные с таможенной сферой: Женевскую Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров от 02.12.1972 г. и подписанную с целью повышения эффективности борьба с таможенными правонарушениями, координации усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этой сфере Конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенцию Найроби) от 09.06.1977.

Благодаря Конвенции Найроби, у ее государств-участников появилась возможность как на многосторонней, так и на двусторонней основах сотрудничать в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государстваучастники поддерживают прямые контакты между таможенными службами.

Представляется, что к источникам таможенного права следует отнести, так называемые, нормы «мягкого права», которые имеют рекомендательный характер и отличаются повышенной гибкостью. Такие нормы могут приспосабливаться как к особенностям регулируемых отношений, так и к субъектам, участвующим в этих отношениях.

Примером нормы “мягкого права” является Декларация Аруша о профессиональной этике (другое название – Арушская декларация о честности в таможне), принятая в 1993 г. и пересмотренная в 2003 г. Данный документ носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений, направленных на борьбу с коррупцией в таможенной сфере.

Для предотвращения указанного негативного явления и повышения уровня честности в таможенных органах предлагается придерживаться следующих стандартов деятельности: минимальное административное регулирование, прозрачность действий и принимаемых решений, автоматизация таможенного дела, стратегическое разделение, ротация и перемещение персонала, персональная ответственность и подотчетность, специальные процедуры по набору персонала, высокий моральный дух и организационная культура, развитие аудита и систем внутреннего расследования, принятие специального Кодекса поведения, перманентное профессиональное обучение, адекватное вознаграждение за труд, формирование специальных отношений с брокерами и отраслевыми представителями.

В 2003 г. Декларация Аруша была обновлена в ходе 101/102 Сессии Совета по таможенному сотрудничеству. Следует отметить, что в соответствии с обновленной Декларацией Аруша основная ответственность за предотвращение коррупции должна лежать на главе и исполнительном руководстве Таможенной администрации.

В Декларации специально подчеркивается необходимость борьбы против коррупции на самом высоком государственном уровне, отмечается также, что борьба с коррупцией не должна носить кратковременного и спорадического характера, а должна быть системной и долговременной. К нормам «мягкого права» следует также отнести Декларацию ООН против коррупции и взяток в международных коммерческих сделках, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)