Нормативно-правовая база финансирования аграрного сектора экономики

Эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью организаций аграрного сектора экономики, подчиненного реализации целей общего их развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры финансового рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает финансовая стратегия.

Финансовая стратегия в аграрных формированиях представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии, обеспечивающей все основные направления развития их финансовой деятельности и финансовых отношений.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве определяют особенности финансов в этой сфере материального производства. Нормативно-правовая база, регламентирующая финансовые отношения, по своему содержанию для различных организационно-правовых форм аграрных формирований имеет существенные различия, что оказывает определенное влияние на принципы формирования и использования финансовых ресурсов.

В соответствие с Гражданским кодексом РФ организационно-правовая форма определяет порядок и особенности формирования уставного капитала. Он может принимать форму:

  • уставного фонда (в государственных и муниципальных предприятиях);
  • паевого фонда (в производственных кооперативах или: артели);
  • уставного капитала (в акционерных обществах);
  • складочного капитала (в хозяйственных товариществах).

Законодательство предусматривает минимальные размеры уставного капитала для всех организационно-правовых форм, который должен гарантировать интересы их кредиторов. В то же время нормативные акты не ограничивают его верхние границы, и государство предоставляет возможность самим хозяйствующим субъектам определять источники и пропорции между собственными и заемными финансовыми ресурсами, направляемыми на формирование своих активов.

При формировании уставного капитала собственник должен учесть долю активов, формируемых за счет своего уставного капитала. Чрезмерное использование заемных финансовых ресурсов, как правило, приводит к потере финансовой устойчивости организации и повышает риск банкротства.

По общему правилу организация считается тем устойчивее в финансовом плане, чем больше величина ее собственных средств относительно заемных. Добавочный капитал относится к собственным средствам организации и формируется в связи с увеличением стоимости имущества, долгосрочных активов и эмиссионного дохода. В добавочном капитале отражаются и ассигнования из бюджета при финансировании долгосрочных вложений.

В связи с этим в бухучете его стоимость отражается в составе собственного капитала организации (п. 66 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

Формирование добавочного капитала за счет эмиссионного дохода может осуществляться только у акционерных обществ. Для других организаций эмиссионный доход нормативными документами не предусмотрен.

Резервный капитал – это часть собственного капитала организации, являющегося по своей природе страховым фондом и предназначенный для покрытия убытков и других потерь, понесенных в результате чрезвычайных обстоятельств в процессе хозяйственной деятельности. Он используется также для выплаты дивидендов и доходов при недостатке прибыли, и для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Формирование и направление использования резервного капитала регулируется ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019), предусматривающей его формирование формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее пяти процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Статья 30 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) предусматривает, что общество может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и в размерах, которые установлены уставом общества.

В сельскохозяйственных кооперативах в обязательном порядке формируется резервный фонд, который является неделимым и размер которого должен составлять не менее 10 % от паевого фонда кооператива. Размер, сроки и порядок формирования и использования резервного фонда устанавливаются уставом кооператива в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 03.08.2018).

До формирования в полном объеме резервного фонда кооператив не вправе осуществлять кооперативные выплаты, начисления и выплату дивидендов по дополнительным паевым взносам членов кооператива, а в кредитном кооперативе также получать займы от членов кооператива и ассоциированных членов кооператива.

В производственном кооперативе резервный фонд формируется за счет ежегодных отчислений в размере не менее 10 % от прибыли, в потребительском кооперативе – за счет отчислений от доходов и за счет внесения его членами дополнительных (целевых) взносов пропорционально участию в хозяйственной деятельности кооператива и иных предусмотренных уставом производственного кооператива и уставом потребительского кооператива источников.

Интересно
Унитарные предприятия создают резервный фонд за счет остающейся в их распоряжении чистой прибыли в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия в соответствие со ст. 16 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).

Формирование финансовых ресурсов организациями за счет заемных средств регулируется ГК РФ, которым определяются общие правила и условия привлечения заемного капитала. Основными формами привлечения заемного капитала в сельском хозяйстве являются кредиты (в том числе товарные), ссуды, займы.

Наращивание производственных мощностей при недостатке финансовых ресурсов может осуществляться и при помощи финансовой аренды. Разновидность финансовой аренды – лизинг – получил распространение в аграрном секторе и используется для приобретения в основном техники и племенного скота.

Понятие «лизинг» дано в ст. 665 ГК РФ. Финансовая аренда по своему содержанию идентична займам и кредитам в той части, что организация получает в пользование активы, а оплату производит с рассрочкой.

Аграрный сектор экономики не сможет добиться стабильной прибыли без государственной поддержки. В настоящее время отрасль субсидируется всесторонне.

Целями программ помощи организациям сельского хозяйства в Российской Федерации являются:

  • увеличение количества производителей. Выдаются кредиты на льготных условиях, и в первую очередь инвестируются аграрные проекты;
  • защита от рисков – организациям, выращивающим культуры в сложных климатических условиях или занимающихся разведением элитного скота, предлагаются льготные страховки;
  • снижение убытков сельскохозяйственных объектов при низком урожае – предусмотрены дотации;
  • компенсация за снижение цены на социально значимую продукцию;
  • грамотное распределение финансов – составляются планы субсидирования, делаются прогнозы приоритетности направлений.

Основной регулятор агросектора Российской Федерации – Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Государственная программа развития на 2013–2020 гг., установленная Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, содержит планы, проекты, разъяснения и нормативы.

Ее основными целями являются:

  • продовольственная независимость государства;
  • рост конкурентоспособности товаров отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынке;
  • финансовая стабильность сектора АПК;
  • эффективность задействования природных ресурсов;
  • экологичное производство;
  • развитие организаций в сельской местности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)