Наука о культуре

Первой собственно культурологической концепцией стал труд Иоганна Гердера (1744–1803) «Идеи к философии истории человечества» (1784–91). Здесь Гердер дает поэтапную роспись восхождения природы от низшего состояния к высшему: неживая природа, возникновение звезд и планет, органического мира, человека; история людей, их культура и быт, развитие индивидуальной человеческой души, история отдельных народов. Человек – последнее звено эволюции, именно культура отличает людей от животных.

Культура – это то, что надстраивается над природностью человека, является результатом и, одновременно, причиной исторического развития. Важнейшими элементами культуры являются: язык, наука, ремесло, искусство, семейные отношения, религия и государство. Культура формирует (посредством передачи форм жизни и навыков) человека как такового, и им же создается и преобразуется.

История культуры – это история различных, несводимых друг к другу, самоценных культур. «Различие между народами просвещенными и непросвещенными, культурными и некультурными – не качественное, а только количественное» – это был одинокий голос среди европоцентристских тенденций эпохи. Общая цель эволюции, по Гердеру, состоит не в усовершенствовании разума, а в распространении гуманности, воспитание которой у всех народов и во все эпохи обязательно имело место.

Ни одна из культур не может похвастаться равномерным поступательным движением, преимущества в одной сфере деятельности могут совмещаться с отсталостью в другой, общество может достигнуть совершенства в отдельных областях науки и искусства, что не мешает живущим в нем людям оставаться алчными и порочными. История культуры состоит из множества поворотов, обрывов, регрессий, она включает все многообразие человеческих заблуждений. Эти не очень характерные для эпохи суждения пришлись на конец XVIII в.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)