Научная деятельность аспирантов

Проблема научной деятельности молодых ученых является одной из важных для общества. Ее актуальность обусловливается, с одной стороны, потребностью государства в высококвалифицированных научных кадрах, способных генерировать и развивать новые идеи, продвигающие отечественную науку на мировой уровень и повышающие качество жизни, и падением престижа научной деятельности среди молодежи, с другой.

Наука – это специфическая форма познавательной деятельности чело- века, которая направлена на выработку новых системно-организованных, объективных и аргументированных знаний о мире. Она представляет собой попытку рационального теоретического познания характеристик различных объектов и процессов.

Все составные элементы науки, такие, как понятия, гипотезы, законы, теории и проч., связаны друг с другом в стройную и прочную систему и объединены характеристиками проверяемости, воспроизводимости и обоснованности.

В отличие от обыденных знаний, научные знания формируются не стихийно. Они рациональны и доказуемы, что исключает возможность проникновения в них предрассудков и иллюзорных представлений .

Как социальный институт наука впервые возникла в эпоху Нового времени в XVII веке. Ее возникновение было связано с происходившим в те годы укреплением капиталистических отношений, для поддержания которых требовался рост производства, и, соответственно, новые практические знания для его обеспечения. На данном временном этапе отмечается возникновение и рост числа научных сообществ и организаций.

С появлением научных достижений в конце XIX – начале XX столетия общество осознает экономическую эффективность научного знания, а его введение в процесс производства становится одним из главных критериев прогресса.
Накопление большого количества знаний в разных областях и усиление междисциплинарного взаимодействия между ними начинает требовать специальной подготовки научных работников, что приводит к открытию институтов и академий и научно-производственных комплексов, в которых люди целенаправленно занимаются научно-исследовательской деятельностью.

Научно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний с целью решения техно- логических, инженерных, экономических, гуманитарных и иных проблем, а также обеспечения жизнедеятельности и функционирования науки и производства как системы.

Ее целью является получение объективной си-стемы информации о мире и законах мироздания. К основным формам научно-исследовательской деятельности относятся:

  • фундаментальные научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных особенностях и закономерностях строения, развития и функционирования человека и окружающей его среды;
  • прикладные научные исследования, целью которых является применение новых полученных знаний для достижения практических и конкретных задач;
  • экспериментальные разработки, основывающиеся на полученных в результате опытов и научных исследований знаниях и направленные на сохранение и улучшение жизни человека.

Для научно-исследовательской деятельности характерно использование специальных средств, а также специфический «научный» язык, исключающий многозначность, нечеткость и метафоричность выражений и фраз. Научно-исследовательская деятельность может актуализировать самореализацию и творческое развитие личности ученого, совершенствует технологии научного творчества, повышает уровень исследовательских умений и навыков ученых и обеспечивает их профессионально-квалификационный рост.

Интересно
В большинстве случаев основы научной деятельности закладываются в процессе обучения человека в высшем учебном заведении в рамках выполнения курсовых проектов, исследовательских и дипломных работ. Студенты, желающие в дальнейшем связать свою жизнь с наукой, поступают в аспирантуру, которая, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», является третьим уровнем высшего профессионального образования и дает молодым ученым возможность реализовать свой творческий потенциал.

Аспирантура представляет собой основной канал производства и восполнения научных и научно-педагогических кадров высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. В процессе обучения в ней у аспирантов закладываются и формируются основные педагогические и исследовательские компетенции кадров высшей квалификации, а также мотивационные (исследовательский интерес, стремление заниматься наукой), организационные (способность к самоорганизации науч- ной деятельности), операционные (исследовательские умственные приемы и операции) и коммуникативные (способность к сотрудничеству в процессе исследования) исследовательские качества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)