Наглядность в обучении праву

Еще в ХVII в. известный педагог Ян Коменский доказал, что в процессе обучения большую роль играет так называемый принцип наглядности, который позволяет ребенку быстрее запомнить и понять даже самое сложное явление. В современном правовом обучении используют различные виды наглядности.

Интересно
Многие специалисты пришли к выводу о том, что зрительный канал восприятия правовой информации в десять раз эффективнее осязательного и в сто раз слухового. Отдельные преподаватели считают, что наглядность сама по себе вызывает внимание к показываемому.

Однако это не совсем так. Наблюдение становится плодотворным тогда, когда у слушателя возникает желание не просто увидеть, но и понять изучаемое правовое явление. Различные виды наглядного материала по праву могут использоваться для иллюстрации отдельных правовых понятий.

Например, разъясняя сущность законодательного процесса в России преподаватель может представить на доске схему «Правотворчество». Показывая основные виды правотворчества, педагог акцентирует внимание именно на законотворческом процессе. Его звенья обозначены:наглядность

Объяснив указанные выше стадии законотворческого процесса, учитель предлагает школьникам 9 класса поиграть. Следует объяснить условия игры: класс делится на несколько групп, которые будут участвовать в создании «Школьного закона». Ученикам предлагается выяснить, какие проблемы есть в школе, что требуется изменить, чтобы сократить число нарушителей дисциплины, повысить качество обучения и проч. После этого готовится проект закона.

Участвуя в игре, школьники закрепляют свои знания о правилах создания законов, развивается их познавательная активность. Наглядные средства обучения праву позволят проводить деловые игры, диспуты, семинары, а также традиционные уроки, развивая память и мышление подростков. Кроме того, такие схемы могут стать основой оборудования классного кабинета общественных дисциплин.

Обратим внимание, что схемы могут быть представлены в виде моделей содержания юридических понятий (например «Преступление и его признание», «Дееспособность физических лиц»), логически взаимосвязанных дидактических единиц и проч.

Чрезмерное увлечение наглядными средствами обучения в области права так же вредно, как и их полное отсутствие. Необходимо помнить, что средство наглядности должно появляться только в тот момент, когда оно используется.

Среди наглядных средств обучения в области права выделяют схемы, диаграммы, рисунки, картины, а также так называемые опорные конспекты. Последние представляют собой правовую информацию, сгруппированную в отдельные блоки.

По форме внешнего выражения среди наглядных средств обучения выделяют:

  • звуковые средства обучения (к ним относятся и созданные в последние годы аудиокассеты РФПР по методике преподавания права);
  • экранные средства обучения (правовые видеофильмы, мультемедийные программы правового обучения);
  • печатные средства обучения (в них правовая информация представлена на бумажных носителях).

Для того чтобы разобраться в системе наглядных средств обучения специалисты предложили сгруппировать их в отдельные виды.

Обратим внимание на то, что вообще средства правового обучения – это идеальные и материальные объекты, с помощью которых учитель осуществляет процесс обучения праву.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)