Надзорные полномочия Европейской комиссии

Комиссия “продвигает общие интересы Союза” (§ 1 ст. 17 ДЕС) не только путем внесения проектов новых источников права ЕС, но и посредством наблюдения за соблюдением действующих норм права ЕС.

Интересно
Надзорные полномочия Комиссии, таким образом, заключаются в постоянном наблюдении за соблюдением права ЕС государствами-членами с возможностью возбуждать против них дела в Суде ЕС. Объектом надзора выступают как действия и решения самих государств-членов, их органов и должностных лиц, так и то, насколько эффективно государства-члены обеспечивают соблюдение права ЕС на своей территории гражданами, другими физическими и юридическими лицами, в том числе с использованием находящегося в их руках аппарата принуждения.

Учредительные документы ЕС в редакции Лиссабонского договора четко разграничивают понятия “надзор” и “контроль” за соблюдением права ЕС. “Надзор”, осуществляемый Комиссией, включает в себя, как правило, только выявление нарушений и указание на необходимость их устранения государствами-нарушителями, но без права налагать санкции. Официальная констатация нарушений и, при необходимости, наложение санкций в виде штрафа и (или) пени охватываются понятием “контроль”. Его осуществляет Суд ЕС, в который Комиссия вправе подавать соответствующие иски.

В целях осуществления надзорных, а равно других полномочий Комиссии учредительные документы ЕС наделяют ее правом “собирать любую необходимую информацию и проводить любые необходимые проверки в пределах и на условиях, которые устанавливает Совет” (ст. 337 ДФЕС).

Все законодательные и многие незаконодательные акты ЕС содержат специальные предписания о направлении государствами-членами необходимой информации Комиссии. В случае директив (основ законодательства ЕС) государствам-членам вменяется в обязанность направлять ей тексты внутригосударственных законов и других правовых актов, принятых па основании директивы или в сферах, регулируемых директивой.

Обычная процедура надзора со стороны Комиссии за государствами-членами регламентируется ст. 258 ДФЕС: “Если, по мнению Комиссии, государство-член не выполнило какую- либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, то Комиссия выносит мотивированное заключение по данному вопросу, предварительно дав возможность этому государству представить свои замечания. Если заинтересованное государство не приведет себя в соответствие с упомянутым заключением в предела срока, установленного Комиссией, то последняя может обратиться в Суд Европейского Союза”.

В случае обращения Комиссии в Суд ЕС надзорная процедура переходит в процедуру контроля. После рассмотрения дела Суд ЕС официально констатирует факт нарушения, что порождает обязанность для государства-нарушителя принять все необходимые меры по исполнению решения Суда ЕС. По предложению Комиссии Суд ЕС также вправе налагать на государства-нарушители штрафные санкции (см. 4.6). В то же время Суд ЕС не связан доводами Комиссии и может не согласиться с предъявленными ею обвинениями (подавляющее большинство исков Комиссии удовлетворяются).

На практике до Суда ЕС доходит лишь незначительное количество дел о нарушениях, возбужденных Комиссией. Например, в 2009 г., по данным юридической службы Комиссии, Комиссия возбудила 1659 подобных дел, в то время как в следующем 2010 г. в Суд ЕС было подано лишь 126 исков к предполагаемым государствам-нарушителям. Наибольшее количество нарушений было выявлено в сфере экологического права ЕС.

Подавляющее большинство дел о предполагаемых нарушениях, таким образом, завершаются на досудебном этапе. С целью обеспечить добровольное (и более оперативное) устранение нарушений Комиссия еще до официального направления заключения в адрес государства-нарушителя вступает с ним в неформальную и конфиденциальную переписку, посредством которой запрашивает у него необходимые разъяснения и рекомендует соответствующие меры.

При возбуждении дел против предполагаемых государств- нарушителей Комиссия может действовать не только по собственной инициативе, но и по ходатайствам государств-членов и по жалобам физических и юридических лиц. В то же время Комиссия самостоятельно решает, существуют ли основания для возбуждения дела или нет.

Наряду с обычной процедурой учредительные документы и правовые акты ЕС предусматривают специальные процедуры надзора, которые применяются в отношении некоторых особых вопросов. Так, в рамках экономического и валютного союза “Комиссия наблюдает за развитием бюджетной ситуации и за размером публичного долга в государствах-членах”. Если Комиссия приходит к выводу о том, что “в государстве-члене существует чрезмерный дефицит или угроза его возникновения”, то она информирует об этом Совет ЕС.

В случае неисполнения решения о мерах по устранению чрезмерного дефицита, принятого Советом по рекомендации Комиссии, Совет, опять же по рекомендации Комиссии, может наложить на него санкции, в том числе штрафы “подходящего размера” (ст. 126 ДФЕС).

В целях надзора за соблюдением правил конкуренции на едином внутреннем рынке ЕС, относящихся к предоставлению государствами-членами помощи предприятиям: “Комиссия вместе с государствами-членами проводит постоянное изучение существующих в них режимов помощи. Комиссия предлагает им полезные меры, необходимость в которых обусловлена потребностями поступательного развития или функционирования внутреннего рынка” (§ 1 ст. 108 ДФЕС).

Если Комиссия признает государственную помощь не совместимой с правилами конкуренции ЕС, она самостоятельно принимает в адрес государства-нарушителя решение, предписывающее отменить или изменить помощь. Решение Комиссии является юридически обязательным и может быть изменено Советом только единогласно и при наличии “исключительных обстоятельств”. Если государство-нарушитель не подчинится решению Комиссии, то последняя может “напрямую обращаться в Суд Европейского Союза”, т.е. без проведения предварительного расследования, обязательного в рамках обычной процедуры надзора (§ 2 ст. 109 ДФЕС).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)