Монополия как тип рыночной структуры

Монополия как тип рыночной структуры является полной противоположностью совершенной конкуренции и представляет собой рынок, на котором один продавец осуществляет стопроцентную продажу определенного продукта, не имеющего товаров-субститутов.

«Монополия» в переводе с греческого языка означает «один продавец».

Ее характерными чертами являются: уникальный тип продукта, когда нет близких заменителей; значительный контроль над ценой; практически непреодолимые барьеры на входе; некоторые ограничения доступа к информации.

Под понятием «один продавец» следует понимать не толькоодно лицо (коммерческую фирму), но и группу лиц, занимающую доминирующее положение и контролирующих рынок данного продукта или услуги.

Существуют три вида монополии: закрытая монополия, открытая монополия, естественная монополия. Закрытая монополия защищена от конкуренции юридическими запретами.

Примером закрытой монополии является государственная монополия в таких сферах экономики, как оборонное производство, ядерный комплекс, производство наркотических веществ, эмиссия наличных денег и организация их обращения.

Существует также государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров. Государственная монополия вводится исключительно в целях обеспечения публично-правовых интересов, под которыми понимаются не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного общества.

Интересно
Открытая монополия, это ситуация, когда фирма какое то время является единственным продавцом продукта, не обладая никакой защитой от конкуренции.

Открытая монополия, подчеркивающая активный, инновационный характер предпринимательства, как правило, носит временный характер, поскольку не обладает никакой специальной защитой от конкуренции и через некоторое время ее конкуренты могут появиться на рынке.

Естественная монополия представляет собой отрасль экономики, в которой издержки могут быть минимизированы лишь при условии роста масштаба производства, когда одна фирма обслуживает весь рынок и конкуренция практически неосуществима.

Естественными монополиями часто называют предприятия общественного пользования, такие, например, как предприятия водоснабжения, электро- и газоснабжения, канализации, телефонной связи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)