Рыночная концентрация

В экономической науке рыночная (экономическая) концентрация – сосредоточение экономически значимых признаков или характеристик в руках незначительного количества хозяйствующих субъектов (единиц или носителей информации).

Рыночная концентрация – это концентрация как продавцов, так и покупателей, которая характеризуется плотностью размещения рыночных структур и совокупностью удельных весов агентов рынка по объему предложения и спроса.

Материальный измеритель – доля рыночного участия не только самой фирмы, но и ее представителей. Рыночная концентрация заключается в объединении рыночной доли ведущих фирм при определении степени их олигополии.

Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Лицо, являющееся объектом экономической концентрации, – лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и  нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал. Субъект экономической концентрации – предприятие.

Объект экономической концентрации – рыночная деятельность (поведение) предприятий на рынке, направленная:

  • на продвижение производимой продукции и товаров до потребителей (вертикальное взаимодействие);
  • на выстраивание системы взаимоотношений между прямыми конкурентами конкретного предприятия на определенном релевантном рынке.

Критерии оценки экономической концентрации на рынке – количество хозяйствующих субъектов, плотность размещения рыночных структур, совокупность удельных весов агентов рынка, наличие материальной и представительской власти.

Количественные характеристики:

  • материальные и нематериальные активы предприятия;
  • размер производства, который определяется количеством производимой продукции в натуральном или стоимостном выражении;
  • размер предприятия, который определяется количеством используемого на нем живого (наемного) и овеществленного труда (с учетом имеющейся в наличии у предприятия соответствующей техники, организации производства и труда);
  • фонд заработной платы;
  • прибыль фирмы от совершенных рыночных сделок.

Абсолютные единицы измерения имеют объем произведенной продукции, численность занятых рабочих на предприятии, фонд заработной платы, прибыль и иные показатели, которые могут быть представлены в стоимостном выражении.

К относительным показателям рыночной концентрации относится уровень концентрации, который характеризует рыночную власть отдельных субъектов, рассчитывается, исходя из количества предприятий-конкурентов, действующих на соответствующем релевантном рынке с учетом относительного неравенства занимаемых ими рыночных долей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)