Монополия и олигополия

Монополия – власть одного продавца (монопсония – власть одного покупателя).

Основные черты чистой монополии:

  • единственный продавец – производитель, отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги;
  • отсутствие близких заменителей данного вида продукции (например, фирма поставляет принципиально новый продукт);
  • контроль над ценой (монополист диктует цену, он может устанавливать либо цену, либо количество продаваемой продукции).

Монополистическая конкуренция – соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

  • относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
  • фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  • преобладание неценовой конкуренции;
  • сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей;
  • обладание монопольной властью над своим товаром, что выражается в повышении или понижении цены на товар независимо от действия конкурентов.

Олигополия – это рынок, на котором доминирует ограниченное число продавцов товаров и услуг, являющихся наиболее удачливыми субъектами бизнеса в своем виде предпринимательской деятельности, то есть несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Характеристика олигополии:

  • немногочисленность участников конкуренции, несколько крупных компаний, зависимых друг от друга (в пределах десятка), что способствует их монополистическим соглашениям:
  • по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними;
  • наличие как однородных продуктов (на рынках сырья, материалов, полуфабрикатов цемент, руда), так и дифференцированных (на рынке потребительских товаров);
  • при дифференциации продуктов типична неценовая конкуренция;
  • взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость;
  • присутствие как ценовой, так и неценовой формы конкуренции.

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью .

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)