Мониторинг внешнего окружения предприятия

Мониторинг внешнего окружения предприятия, на практике основу которого может составлять PEST-анализ, предусматривающий оценку политико-правовых, экономических, социально-культурных и технологических факторов.

Применительно к корпоративному антикризисному управлению основной задачей PEST-анализа является целенаправленный поиск во внешней среде возможных причин кризиса конкретной организации, а также выявление сигналов, свидетельствующих о возможном изменении рыночной конъюнктуры и конкурентной позиции фирмы.

С этой же целью на данном этапе диагностического обследования может быть реализован анализ конкурентных сил, действующих в отрасли, наиболее популярным инструментом проведения которого является модель пяти сил М. Портера.

Модель Портера позволяет собрать и систематизировать знания о пяти факторах (силах), как основных источниках конкурентного давления, что способно обеспечить формирование прочного фундамента для эффективного ведения своей экономической деятельности предприятия. Конкурентными факторами, составляющими основу данной модели, являются:

  • риск входа потенциальных конкурентов, который создает угрозу прибыльности компании;
  • соперничество существующих в отрасли предприятий, которое по сути определяет степень интенсивности конкуренции, при этом его основу могут составлять цены, качество, ассортимент и прочее;
  • возможность покупателей «торговаться», которая несет в себе угрозу давления на цены со стороны потребностей;
  • возможность оказания давления на компанию со стороны поставщиков, которая может быть реализована при заключении сделок и способна привести к увеличению цены или снижению качества предлагаемых товаров и услуг;
  • угроза появления товаров-заменителей.

Конкурентный анализ проводится, как правило, для идентификации благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может встретиться фирма в отрасли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)