Мировые образовательные системы: образование в США

Современная система образования США, сложившаяся естественным образом под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов, о которых речь впереди. В США отсутствует единая государственная система образования, и каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

Вся страна поделена на школьные округа. В основном, они сравнительно невелики (до 50 тыс. учащихся), хотя есть и значительные — в Нью-Йорке насчитывается более 1 млн учащихся. B компетенции школьных округов — взимание налогов на нужды образования, разработка и принятие программ обучения, набор учителей и выбор учебников.

Большинство мест в окружных комитетах по образованию занимают делегаты от родителей. Остальных членов делегируют учителя и администрации отдельных учебных заведений. При управлении школьным делом сложился некий баланс прерогатив конгресса, федеральной администрации, штатов, округов и отдельных учебных заведений.

Разделение полномочий приводит к высокой степени децентрализации управления. Такая традиция была подчеркнута еще в правительственном документе «Америка-2000: стратегия в образовании» (1991): «Роль федерального правительства была и остается ограниченной в области образования… Вашингтон может лишь помогать, определять стандарты, выявлять образцы достижений, осуществлять дополнительное финансирование».

Современная система образования США строится на принципах самоуправления, самофинансирования и самоопределения при эффективном взаимодействии федеральных и местных властей. Основная часть средств федерального бюджета затрачивается на студенческие займы, образование ветеранов, помощь малоимущим, содействие в издании учебников и пособий, обеспечении учебных заведений новейшими технологиями и т. д.

Идея местного самоуправления школ рассматривается как очень важная для нации — на практике это означает, что комитеты отдельных штатов:

  • разрабатывают региональную школьную политику;
  • устанавливают обязательные стандарты учебных программ;
  • распределяют ассигнования между округами;
  • определяют квалификационные требования для преподавателей;
  • занимаются материально-техническим оснащением школ.

Основные же вопросы — чему учить, кто и за какую плату учит, как оценивать и переводить школьника в очередной класс, при каких условиях вручать свидетельства об образовании, какими пользоваться учебниками — находятся в компетенции штатов.

Противники централизации лоббируют планы передачи функций и возможностей министерства образования в ведение штатов. Эти планы, однако, наталкиваются на позицию сторонников сохранения роли центра при управлении школой. Такие сторонники есть и среди родителей, которые часто сетуют по поводу произвола администрации отдельных школ.

В результате министерство образования не только сохраняет общее руководство школьным делом, но даже увеличивает масштабы своего влияния. Это выражается в постепенном увеличении доли Вашингтона в финансировании школьного дела.

Современная система образования США включает в себя дошкольные учреждения, общеобразовательную «всеохватывающую» школу (полное среднее образование — 12 лет обучения) и так называемые послесредние учебные заведения (профессиональные и высшие). Обучение строится по системе «дошкольный класс плюс 12-летнее школьное образование». При этом существуют некоторые различия по штатам. B большинстве штатов возраст обязательного обучения — с 6–7 до 16 лет. B комплексе со многими школами действуют детские сады, в некоторых даже ясли.

Дошкольные учреждения почти до середины XX в. воспринимались большинством населения как организации социальной помощи малоимущим. Во 2-й половине XX в. в условиях широких возможностей выбора занятий c неполным рабочим днем около половины американских матерей все же предпочитало воспитывать детей в возрасте 3–5 лет дома.

Программы дошкольного воспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения. При этом дошкольные учреждения поддерживают контакт c родителями. Для детей дошкольного возраста из бедных семей создана специальная программа «Хед старт», финансируемая частично за счет федеральных средств.

«Хед старт» (Head Start — успешный старт) — программа компенсаторного обучения в США, направленная на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств.

Необходимость разработки и внедрения программы была продиктована тем, что многолетняя практика исследования умственных способностей американских школьников с помощью тестов, продемонстрировала более низкие результаты выполнения тестов детьми из малообеспеченных семей, а также детьми негритянского, латиноамериканского, индейского происхождения.

Теоретические предпосылки создания программы — концепция Блума и др. Блум высказал мысль о стабильности и изменчивости человеческих признаков, акцентируя значение первых восьми лет жизни ребенка для развития большинства его способностей.

Протестировав учащихся одного класса, исследователи выбрали наугад несколько детей со средними результатами, но учителю сообщили, что именно эти дети по данным исследования обладают наиболее высоким интеллектом. Повторив исследование через год, они обнаружили, что у выбранных ими учащихся не только значительно повысилась успеваемость, но и реально возросли показатели IQ.

Было показано, что соответствующая установка педагога способна оказать чрезвычайно положительное воздействие на интеллектуальный рост среднего и, вероятно, даже слабого ученика. То есть низкий IQ и отставание в учебе обусловлены не врожденными особенностями детей, а неблагоприятными условиями воспитания и обучения.

В 1965 по инициативе президента США Джонсона был принят закон о начальной и средней школе, послуживший основанием для многочисленных развивающих программ. В том же году и была начата наиболее масштабная из них — «Xед Старт». Курс развивающего обучения длился 8 недель.

Занятия были направлены на устранение пробелов в знаниях детей и формирование у них интеллектуальных навыков. Уже в этом же году по окончании курса занятий были достигнуты положительные сдвиги в выполнении детьми тестов интеллекта. Но выводы свидетельствовали о том, что существующие тесты интеллекта выявляют не сам интеллект, а знания и умения, соответствующие структуре этих тестов.

Поэтому занятия по программе «Xед Старт», направленные на усвоение детьми именно этих знаний и умений, способствовали росту показателей IQ. Впоследствии, когда занятия были окончены, и дети вернулись в привычную неблагоприятную социальную среду, новых стимулов для роста IQ больше не возникало. Опыт данной программы говорили о больших возможностях педагогического воздействия на интеллектуальное развитие. Программа убедительно показала зависимость успеваемости и психического развития от социальных условий.

С 6 до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе. В программе начального обучения представлены английский язык и литература, математика, естествознание, граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание. Оно дает элементарные навыки и знания, вырабатывает сознательное отношение к учебе.

Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе треть учебного времени отведена на общую для всех программу, а остальное — на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.

Средняя школа многовариантна по реализуемым в ней схемам и типам общеобразовательной подготовки. Программа средней школы включает более 200 различных курсов: они составлены c учетом различных вариантов изучения предметов. Обычно уже к началу 10-го класса ученики принимают решение о дальнейшем образовании. Во многих средних школах действуют программы, предусматривающие соединение работы c учебой.

Для оценки качества среднего образования в США используются различные показатели: число оканчивающих среднюю школу; уровень полученных знаний (определяется c помощью тестов школьной одаренности).

Современная школьная система США развивается под знаком пяти стратегических целей в области образования, намеченных в докладе президента Дж. Буша Конгрессу в январе 1990 года:

  • все дети Америки будут поступать в школу уже умеющими читать;
  • число успешно оканчивающих полную среднюю школу должно возрасти до 90%;
  • американские школьники будут держать экзамены в 4-х, 8-х и 12-х классах и должны проявить компетентность по престижным предметам — английскому языку, математике, естествознанию, истории и географии. Каждая средняя школа будет гарантировать выпускникам подготовку, достаточную для продолжения образования или для продуктивной работы в современной экономике;
  • все взрослые получат знания, необходимые для понимания мировой экономики и для выполнения своих гражданских обязанностей и реализации своих прав;
  • все школы будут свободны от наркотиков и насилия, в них утвердится атмосфера дисциплины и доброжелательности.

Традиционные академические предметы были дополнены обязательными новыми курсами:

  • английский язык — общим введением в мировую литературу и др.; обществоведение (история, география, гражданское право) — историей западной цивилизации, историей Америки, американской демократии;
  • математика — основами дифференциального и интегрального исчисления и др.;
  • естествознание (физика, астрономия, геология, химия, биология) — основами квантовой механики, электродинамики, принципами технологии (технического проектирования и конструирования).

Совершенствуются курсы иностранных языков (ставится задача достижения практического билингвизма), физической культуры и здоровья, искусства. Начиная c 10-го класса, эта широкая программа дополняется предметами по выбору учащихся. Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе — тесты. В тестах закладывают вопрос и варианты ответов, один из которых верен. Чаще стали применять тесты, где есть вопрос, но нет ответа.

При оценке и контроле прибегают к использованию кредита — стандартной единицы измерения объема знаний в соответствии с количеством затраченного на их приобретение времени. Для получения аттестата об окончании старшей средней школы чаще всего требуется иметь 16 кредитов, половина из которых начисляется по программам обязательных учебных дисциплин.

Кроме того, в средних школах учебный год делят на два-три периода, в конце которых выставляются оценки по пятибалльной или стобалльной системам: А (93–100) — отлично; В (85–92) — выше среднего; С (75–84) — удовлетворительно; Д (65–74) — плохо; Е (0–64) — не засчитывается.

Профессиональное обучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах (они организуются посредством кооперации нескольких средних учебных заведений) и в центрах профессиональных навыков. Учащиеся приобретают различные специальности на уровне квалифицированного рабочего. Масштабы профессионально-технического обучения в США поистине внушительны.

Обычно ученикам предлагают не менее двух-трех курсов профессионального обучения. В ряде школ этот набор достигает шести-семи курсов. Не менее двух третей учащихся средней школы обучаются, по крайней мере, по одной программе профессиональной подготовки. Профессионально-техническое образование охватывает не только подготовку рабочих, но и лиц, занятых в сферах услуг, конторского труда и др.

Овладение учащимися профессиональными знаниями и навыками рассматривается как одна из задач общеобразовательных учебных заведений, для чего в средних школах формируются профессиональные отделения или потоки. Многие школы располагают учебными мастерскими; изучение предметов профессиональной специализации организуется также в группах на уроках и т. п.

Одним из важнейших направлений государственной политики является ликвидация неравноценности образования, получаемого учащимися этих потоков в сравнении c выпускниками, избравшими академическое направление. Окончание профессионально-технического отделения средней школы дает возможность поступления в младшие колледжи.

Альтернативными путями получения профессионально-технической подготовки (на базе 9 лет школы) может быть обучение (с получением полного среднего образования) в средних профессионально-технических школах, где обеспечен более широкий выбор профессий и специализаций, и в межокружных профессионально-технических школах (для учащихся, не имеющих возможности пользоваться учебными мастерскими).

Активно участвуют в организации трудового и профессионального обучения бизнесмены. При министерстве образования США еще в 80-х годах прошлого века было создано специальное управление, призванное налаживать контакты школ с корпорациями.

Тогда же был запущен ряд программ: «Партнерство в области образования», «Усыновление школы» и др., которые обеспечивали такие контакты. Согласно этим программам, бизнесмены посылают специалистов в учебные заведения в качестве преподавателей, оказывают финансовую и другую поддержку, необходимую для обучения (в этом участвовали компании «Тексас инструмент», «Кайзер кемикал», «Блиу корпорейшн» и др.).

Высшее образование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции.

К категории высших в США причисляют, как правило, послесредние учебные заведения с двумя ступенями подготовки: академическим колледжем и профессиональной (или исследовательской) школой. Требования к выпускнику по массовым профессиям определяются самим вузом. Государство контролирует качество подготовки отдельных категорий специалистов лицензированием их самостоятельной профессиональной деятельности.

Среди почти 5 тыс. послесредних учебных заведений к высшим относятся около 1,5 тыс., в том числе чуть более 600 вузов искусств и т. п. Большинство колледжей присуждает только степень бакалавра; относительно небольшая часть университетов присуждает степени бакалавра и магистра. Лишь около 200 вузов присуждает высшую в США ученую степень доктора философии. Однако и внутри этой категории имеются значительные различия. Среди наиболее престижных вузов — известные в мире частные университеты Гарвардский, Йельский, Стэнфордский, Принстонский и близкие к ним по организации Калифорнийский и Массачусетский технологические институты — крупные научные центры.

Следующую группу составляют многоотраслевые и технические университеты (Колорадский и Аризонский университеты, Техасский университет сельскохозяйственных и технических наук — всего свыше 40), считающиеся национальными центрами подготовки специалистов, но с меньшим объемом научноисследовательских работ. Две первые группы готовят основную часть докторов наук — преподавателей вузов.

Третья группа университетских систем — свыше 30 университетов и их объединений — отличается большим числом студентов, приехавших из разных штатов. Эти группы вузов определяют качественный уровень высшей школы США. Вузы первой сотни осваивают 1/10 суммарных ассигнований на научно-исследовательские работы и ½ всех расходов в США на фундаментальные исследования. Вузы, выпускающие докторов наук, осваивают 98% средств на научные исследования. Деятельность других вузов в значительной степени связана с узкоспециальными или региональными проблемами.

Американские вузы обычно представляют собой учебные городки, так называемые кампусы. В них имеются учебно-лабораторные здания, библиотеки, общежития, жилые дома для профессорско-преподавательского состава, объекты общественного питания, спортивные и культурные сооружения.

Учебные кабинеты и классы оснащены современными техническими средствами обучения, средствами IT, персональными компьютерами, гаджетами, телевизионными системами. Широко представлены лингафонные кабинеты, поскольку при обучении иностранным языкам упор делается на разговорную практику. Научно-исследовательские лаборатории постоянно пополняются оборудованием, позволяющим вести исследования на современном уровне. Большое внимание уделяется формированию и использованию библиотек.

Актуальной проблемой современного высшего образования США остается привлечение способной молодежи в технические вузы, необходимость реорганизации системы обучения для получения степеней магистра (2-й академической) и ученой — доктора. По прогнозам исследователей, в нашем столетии будет ощущаться значительная нехватка специалистов инженерно-технического профиля.

В свете реформирования высшего образования в США Комитетом по образованию и людским ресурсам были определены приоритеты, включающие:

  • совершенствование содержания образования, пересмотр учебных планов и программ;
  • усиление естественно-математической и научно-технической подготовки студентов;
  • обновление и переподготовка профессорско-преподавательского состава;
  • активизация мотивации студентов к обучению;
  • переосмысление места и роли научно-исследовательской работы в вузах;
  • введение инновационных моделей в учебный процесс, новых форм и методов обучения.

Важный показатель уровня вуза — степень селективности (избирательности). Почти 1400 вузов принимают всех, подавших заявления о приеме; свыше 100 вузов отдельных штатов относятся к высокоселективным, хотя и на них распространяется правило преимущественного зачисления «местных» абитуриентов.

Частные высокоселективные вузы принимают 30% подавших заявления. Выявление лучших и создание им благоприятных условий продолжается в течение всего срока обучения. Другой важный показатель качества вуза — соотношение студентов и преподавателей. В лучших вузах США на одного преподавателя приходится 6 студентов; среди вузовских наставников доля докторов наук — около 97%.

Большинство государственных вузов финансируется соответствующими штатами. Частные вузы содержат себя за счет платы за обучение, доходов от продаж научной продукции и услуг, частных пожертвований; доля федеральных ассигнований — около 20%; эти средства перечисляются на реализацию общенациональных программ (например, федеральной помощи студентам) и на целевое финансирование исследовательских работ по заказам государственных ведомств.

Качественная реализация принципов совершенствования высшего образования, адаптация их к постоянно изменяющемуся обществу, позволяет подняться на уровень осознания новых, необходимых современному человеку знаний и умений и по достоинству оценить новую информационно-технологическую эру.

В последнее время образование в вузах, как частных, так и государственных, становится все дороже. Плата за год обучения от 5 000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде, и, хотя бедным студентам даются щедрые стипендии, их часто недостаточно для студентов из среднего класса, чьи семьи теряют большую часть своих доходов. С 2002 плата за обучение в государственных вузах выросла на 14%, а в частных на 6%, что больше уровня инфляции за то же время.

В американской разговорной речи все вузы обычно называются колледжами (college), даже если они не колледжи, а университеты. Все программы обучения в государственных и частных вузах проходят аккредитацию в соответствующих общественных аккредитационных советах (программы магистратуры и докторантуры каждая специальность отдельно).

Существуют колледжи и университеты, не прошедшие аккредитацию, например:

  • мельницы дипломов, где дипломы просто продают всем желающим;
  • некоторые Библейские колледжи и другие религиозные организации, программы которых не являются академическими, а используются для обучения священнослужителей определенных направлений (во многих религиозных организациях обязательной является аккредитованная степень бакалавра);
  • институты маргинальных научных направлений
  • образовательные учреждения, не соответствующие стандартам высшего образования по темам, количеству часов или квалификации преподавателей (например, вечерние школы для взрослых).

Во многих штатах использование неаккредитованного диплома для получения работы квалифицируется как подлог, однако любая организация может называться колледжем, институтом или университетом и выдавать «диплом» любого образца по любым правилам, за деньги, что часто используется с мошенническими целями.
Добавим, многие маленькие колледжи, библейские колледжи, в собственном смысле колледжами могут и не являться.

Колледжи с гуманитарным уклоном часто называют «колледжами свободных искусств». Лучшие колледжи свободных искусств, такие как Амхерст, Вильямс и Суортмор, сравнимы по престижности с университетами Лиги плюща (ассоциация восьми частных американ- ских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США. Название происходит от побегов плюща, обвивающих старые здания в этих университетах. Считается, что члены лиги отличаются высоким качеством образования), но поскольку их гораздо меньше, они менее известны, хотя качество обучения в них очень высокое.

Добавим о поступлении и особенностях обучения. Местные колледжи обязаны по закону предоставлять образование любому жителю местности, в которой они расположены, но поступление в американские четырехлетние вузы зачастую длительный и сложный процесс.

Заявление о приеме — это большая анкета, на которой поступающий обязан записать не только свои отметки в школе и на стандартных экзаменах, но и свои интересы, достижения и награды вне школьной программы, а также одно или несколько сочинений на заданные темы. Кроме того, ученик обязан подать рекомендации от учителей и, в некоторых вузах, пройти интервью с выпускником-волонтером.

Поскольку стандарты в разных школах различаются, оценки обычно мало говорят о подготовленности учеников. Поэтому их дополняют результаты стандартных экзаменов. Обычно абитуриенты должны сдать один из двух общих экзаменов — SAT Reasoning Test или ACT, а в некоторых случаях — один или несколько экзаменов SAT Subject Tests, которые проверяют знания по определенным предметам.

Вузы часто обращают внимание на внепрограммные достижения абитуриентов: в спорте, искусстве, общественной работе, и принимают тех, кто особо проявил инициативу и тех, кто, как считается, добавят яркости и разнообразия в жизнь вуза. При этом рассматривается не только уровень, но и область достижений: атлет, занимающийся спортом, в котором недостает участников, или музыкант, играющий на нужном инструменте, может быть отобран, даже если его остальные способности не слишком впечатляют.

Учительские рекомендации очень важны, поскольку они помогают судить и о таланте, и о старательности, и о других качествах студента. Сочинения помогают отобрать самых оригинальных и изобретательных школьников, а интервью часто показывают, насколько характер школьника подходит к характеру вуза. Таким образом, каждый элемент заявления играет роль в составлении понятия о поступающем. Насколько такое понятие играет роль, зависит, главным образом, от величины и престижности вуза.

Из-за непредсказуемости этого процесса многие школьники поступают в несколько вузов, иногда до десяти, включая один, в который они почти точно будут приняты. Чтобы уменьшить количество бумаг или сетевых форм, которые школьники должны заполнять, многие вузы принимают Стандартное заявление (Common Application).

В самых больших университетах абитуриент обычно должен поступать на определенный факультет, но в большую часть вузов он поступает в вуз вообще. Даже там, где нужно поступать на конкретный факультет, есть способы перейти с факультета на факультет и можно иметь статус «нерешившего», хотя путь на некоторые факультеты при этом становится почти или совсем закрыт. В других вузах студент должен решить, в чем он будет специализироваться, в конце первого, а иногда второго курса. Иногда в дополнение к основной специальности (major) можно добавить одну или более дополнительных (minor) специальностей, иногда можно выбрать две или даже три основных специальности.

Посещение каждого курса дает определенное количество кредитов (очков), которые соответствуют определенному числу часов работы в неделю над этим курсом. Студент может выбирать себе курсы свободно, но он должен зарабатывать больше минимума и меньше максимума кредитов и выполнять требования вуза по своей специальности или специальностям.

Требования могут быть конкретные («векторный анализ») или общие («девять кредитов гуманитарных наук») и могут быть выполнены в любое время до получения диплома. Отметки в американских вузах выставляются по семестрам или, реже, по триместрам. Они зависят, в основном, от экзаменов, которые сдаются, как правило, в середине семестра или триместра (midterms) и в экзаменационную сессию в конце учебного года (finals). Могут засчитываться домашние задания, проекты, презентации, рефераты и т. д.

И еще уточним: магистратура в США предоставляет возможность получения степени магистра после продолжения образования в течение двух лет. Обучение на второй ступени высшего образования сводится к подготовке студентом большого исследования по специальности и его защите.

Самым высоким уровнем образования является степень доктора философии. Реальность ее получения обуславливается следующими факторами:

  • трехлетний курс обучения;
  • проведение исследования по специализации;
  • защита диссертации.

Для выпускников вузов и аспирантов из России существует возможность самостоятельного получения образования и поступления в аспирантуру в Америке. Кандидаты наук имеют шанс поступления в аспирантуру, но с последующим обучением на протяжении 2–3 лет. Для них реальна стажировка в американских учреждениях высшей ступени образования, участие в исследовательской деятельности или чтение лекций при легализации диплома для США. При желании получения возможности образования за рубежом следует подумать о том, сколько стоит обучение в США. А это от 30 тысяч долларов в год.

Следовательно, стоит поискать возможности получения бесплатного образования в США, реальность которого может быть реализована посредством:

  • стипендий, выдаваемых по результатам достижений студента;
  • грантов, предоставляемых в случае невозможности оплаты за обучение;
  • различных видов финансовой помощи, оказываемых учебным заведением.

Особой популярностью пользуются следующие программы грантов на обучение в США: программа Фулбрайт, программа стипендий Э. Маски, программа образовательного фонда AAUW. Для получения образования в Штатах следует сдать тесты (GRE, GMAT, SAT) на высокий балл, подготовить мотивационное письмо предельно высокого качества, доказывающего уникальность кандидатуры на отбор приемной комиссией. Поиск стипендии или гранта для бесплатного обучения следует начинать за два года до поступления, ведь сроки подачи заявок ограничены.

Для выдающихся спортсменов существует шанс получения возможности бесплатного обучения благодаря спортивным стипендиям в США. Однако выдача этого уникального американского пособия осуществляется только на один год, ее продление реально по окончании сезона при условии улучшения спортсменом своих результатов.
Студенты из России могут обучаться в Штатах и по программам обмена студентами, которая предполагает договоренность между учебными заведениями на прохождение стажировки или обучение на протяжении 1–2 семестров с проживанием в студенческих городках или принимающих семьях.

Дополнительное образование в США является востребованным для уже квалифицированных специалистов и позволяет повысить свой уровень компетенций, а также изучить ведущие мировые практики. Если нет времени и средств на долгосрочное обучение и получение диплома, можно ограничиться курсами. Почти все университеты, в том числе, самые престижные, имеют краткосрочные программы, по окончании которых выдаются сертификаты.

За сумму около пяти тысяч долларов можно получить сертификат о прохождении программы по маркетингу, менеджменту, высоким технологиям и другим дисциплинам из уважаемых учебных заведений Ориентированы такие программы, как правило, на людей с высшим образованием и опытом работы. Если нет возможности приехать в США, многие курсы можно пройти онлайн — например, престижный Корнуэлльский университет предлагает различные дистанционные курсы.

Помимо университетов, обращают на себя внимание тренинговые центры, которых в США великое множество. Например, желающим развить навыки продаж, переговоров, ораторского мастерства или управления людьми и потратить на это всего несколько дней, можно принять предложения таких компаний, как Ken Blanchard Companies, Dale Carnegie Training и др.

Идея непрерывной (на всю жизнь) учебы сегодня пользуется популярностью у американцев. Каждый год более 20 млн человек (около 10% всех взрослых) совершенствуют свое образование на разнообразных курсах. По некоторым данным, до 45 млн взрослых американцев слушают лекции в университетах, колледжах, профессиональных и правительственных организациях, в религиозных учебных заведениях.

Большинство участников образовательных программ для взрослых преследуют практическую цель: желание проверить и усовершенствовать свои профессиональные навыки. В результате экономических изменений и стремительного наступления эры информации возросла необходимость в получении новой квалификации. Таким образом, обучение взрослых обеспечивает потребности многих американцев, стремящихся улучшить свое положение на меняющемся рынке рабочей силы. Это одна из причин продолжающегося расширения сферы взрослого образования. Конечно, не все посещают эти курсы в связи с работой. Многие просто хотят расширить круг своих знаний и изучить что-то, привлекающее их, например, изготовление эстампов, танцы или фотографию.

Непрерывное образование представлено, главным образом, общинными, или двухгодичными колледжами (с неполным курсом), где занятия проводятся, как правило, в вечернее время. Курсы, на которые записываются взрослые, варьируются от личных увлечений, хобби и различных видов отдыха до узкоспециальных технических навыков. Наиболее популярны занятия по основам бизнеса, здравоохранения и медицины, инженерного дела и образования.

Около 50% слушателей обучаются по программам, финансируемым высшими учебными заведениями, около 15% бизнесом и промышленностью. Более 80% компаний организуют собственные программы подготовки и переподготовки. Многие крупные корпорации предлагают полные программы обучения с присвоением ученой степени, а некоторые даже финансируют собственные технические и предпринимательские колледжи и университеты.

В 2015 г. более 6 млн таких студентов занимались в рамках программ, дотируемых промышленными фирмами и рассчитанных на получение ученых степеней. Около 8 млн. американцев ежегодно участвуют в системе корпоративного образования того или иного направления.

Институт образования ЮНЕСКО выдвинул несколько определяющих положений, дающих представление о том, что такое непрерывное образование сегодня:

  • три базовых термина, формирующих значение концепции непрерывного образования — это «жизнь» (life), «длящийся в течение жизни» (lifelong) и «образование» (education);
  • образование не заканчивается по завершении формального обучения (школа, колледж, университет), а является непрерывным процессом;
  • непрерывное учение не только охватывает сферу образования взрослых, но и вбирает в себя и унифицирует все стадии получения образования: дошкольное обучение, начальное, среднее, среднее специальное, высшее и т. д., то есть рассматривается всеобъемлюще;
  • непрерывное учение универсально по своей сути и способствует демократизации образования;
  • непрерывное учение характеризуется разнообразием, насыщенностью и гибкостью учебных схем, программ и техник обучения, равно как и экономией времени за счет создания удобных учебных графиков для обучающихся;
  • непрерывное образование выполняет и корректирующую функцию: компенсировать работающим специалистам недополученные по какой-либо причине знания, умения и навыки и помогать им соответствовать выдвигаемым временем и постоянно изменяющимся требованиям;
  • одна из главнейших целей непрерывного учения — способствовать поддержанию и улучшению качества жизни работающих и обучающихся;
  • три постулата непрерывного учения: «возможности», «мотивация обучения», «способности к обучению»;
  • непрерывное образование на сегодняшний день является организующим принципом всей системы образования;
  • непрерывное образование практически обеспечивает тотальный охват населения и повышает его мотивацию к получению дополнительных знаний;
  • непрерывное учение включает в себя формальную, неформальную и информальную схемы образования.
    Что вообще означает концепция непрерывного образования для США? Выделим:
  • для исследователей данной области принципы непрерывного образования являются базой для глубокого интеллектуального пересмотра содержания образования в США;
  • внедрение концепции непрерывного образования в США позволило учителям школ уделить больше внимания обучению в раннем детском возрасте. Школы получили возможность научить учащихся учиться, устанавливать тесный контакт с работодателями молодежи. Стало реальным поступление в вузы в любом возрасте, появилась возможность оставить вуз и продолжить высшее образование в любой период жизни — что сделало колледж открытым для людей любого возраста;
  • для индивидов концепция непрерывного образования означает появление новых жизненных возможностей: работа может сочетаться или чередоваться с обучением либо в учебном заведении, либо самостоятельно — на протяжении всей жизни;
  • для общества непрерывное образование как новая образовательная политика приводит к новым социальным нормам и культурным ценностям.

Внедрение концепции должно привести к появлению действительно обучающегося общества. В научной литературе США по вопросам непрерывного образования наиболее часто употребляемыми являются такие термины, как «adult education» (образование взрослых), «lifelong learning» (обучение на протяжении жизни), «continuous learning» (непрерывное обучение), «continuing education» (непрерывное образование), «recurrent education» (возобновляемое образование) и др.

Такое разнообразие терминов связано не только с недостаточной определенностью понятия, но и с включением в него нескольких различных идей. Разные организации, занимающиеся вопросами непрерывного образования, всегда отдавали предпочтение определенным терминам, обозначающим это явление. Так, Организация Объединенных Наций по образованию, науке и культуре (The United Educational, Scientific and Cultural Organization) предпочитала термин «lifelong learning»; Организация экономического и культурного развития (Organization of Economic and Cultural Development) использовала термин «recurrent education»; а Совет Европы (Council of Europe) пользовался термином «permanent education».

Но различия в теориях и терминологии все же отражают единую общую идею о непрерывном характере образования, которая была принята и поддержана большинством. Исторически сложилось так, что наиболее употребляемыми в научной литературе США для обозначения рассматриваемого явления стали два термина
«continuing education» (непрерывное образование) и «adult education» (образование взрослых) Причем, последний используется намного чаще, о чем свидетельствует история становления непрерывного образования в США.

Система непрерывного образования США заслуживает самого пристального внимания уже потому, что в этой стране образование превратилось в самую большую индустрию в ХХ веки и это продолжается сегодня, в XXI веке. Индустрия образования сложилась в последние 40–50 лет и охватывает сейчас более трети населения США.

Если в начале ХХ века подростки в возрасте 13 лет могли оставить школу, и это было нормой, то сейчас большинство из них получают образование по дневной форме обучения в среднем к 25 годам, и продолжают учиться на протяжении всей своей жизни. Тем самым США являются ярким примером того, что образование является неотъемлемой частью жизни как отдельного человека, так и общества, и носит непрерывный характер.

Вплоть до середины ХIХ века образование в США рассматривалось исключительно как непрерывное явление. Приоритетным, конечно, было образование подрастающего поколения, так как именно в юном возрасте более легко осуществляется процесс овладения знаниями, умениями и навыками. При этом американское общество всегда осознавало, что полученные в этом возрасте знания есть лишь основа для углубленного обучения в зрелом возрасте, при условии, что человек сам стремится продолжить свое образование и способен его оплатить.

Уже в это время даже в самых развитых слоях американского общества только небольшие группы людей ограничивались исключительно базовым образованием, что было связано отчасти с их личной инициативой и возможностями. После Первой мировой войны американское общество все больше стало осознавать необходимость и важность образования взрослых.

Вторая мировая война и произошедшие изменения послевоенного периода, связанные с новыми тенденциями в использовании трудовых ресурсов, вытеснения огромного числа  не только неквалифицированных, но и квалифицированных рабочих на рынке труда, чья специальность стала невостребованной в условиях научно-технической революции, способствовали усилению мотивации индивидов к продолжению образования и приобретению новых знаний.

К 1970 году идея непрерывности образования проявлялась в тех или иных законодательных актах. Среди них Закон о профессиональном образовании 1963 года, который давал возможность профессионального роста или переквалификации всем желающим в наиболее востребованных профессиях. Обязательное образование молодежи, которое долгое время рассматривалось как своего рода вакцина от неграмотности и невежества на всю жизнь, было признано не способным дать людям знания навсегда в таком объеме, который удовлетворял бы их на протяжении всей дальнейшей жизни.

Предпосылки непрерывного образования можно найти и в других законодательных актах. Так в 1972 году были приняты поправки к закону о высшем образовании (Amendments to the Higher Education Act), расширяющие образовательные возможности и программы колледжей и других учебных заведений. В конце 80-х годов непрерывное образование взрослых становится большим бизнесом: на него было использовано 210 миллиардов долларов, что сравнимо с бюджетом в 238 миллиардов долларов, выделяемых на общеобразовательные школы (начальное, среднее и высшее звено вместе взятые).

Между тем, несмотря на то, что внимание федеральных властей было приковано в основном на непрерывное образование взрослых, в США не было четкой политики, четких целей и определений непрерывного образования, поэтому в 1976 году было принято решение провести самые широкомасштабные исследования в области непрерывного образования.

В итоге появился Закон о непрерывном образовании (1976). Главный акцент был сделан на образовании взрослых. Подчеркивалась особо важная задача образования «помочь гражданам приспособиться к социальным, технологическим, политическим и экономическим переменам». Было решено выделять на образование взрослых ежегодно 40 млн долларов в год с 1977 по 1982.

Американское общество поставило цель сделать доступным непрерывное образование для всех граждан, независимо от предшествующего образования, или профессиональной подготовки, пола, возраста, социального положения, этнической принадлежности, или экономических обстоятельств. Введя в октябре 1976 года Закон о непрерывном образовании (Lifelong Learning Act), Конгресс США официально признал важность непрерывного образования для страны.

Акт стал своего рода манифестом о необходимости непрерывных образовательных услуг. В 1977 году был подготовлен проект внедрения Закона «Lifelong Learning and Public Policy», который определил непрерывное образование как «процесс, благодаря которому индивидуумы продолжают развивать свои знания, умения и навыки на протяжении всей жизни». В главном докладе проекта подчеркивалось, что важны все сознательные образовательные усилия, случаются ли они на работе, дома, через официальные или неофициальные организации; достигаются ли они ли они традиционными или нетрадиционными методами, или же через самообразование.

Закон о непрерывном образовании вступил в силу. Его осуществление проходило через 19 различных типов программ, от вопросов образования взрослых до мероприятий, направленных на развитие нужд семьи и развитие личности. Ничто не осталось без внимания: в поле зрения этого закона оказались вопросы финансирования непрерывного образования; анализ барьеров, препятствующих непрерывному образованию; роль высших учебных заведений в осуществлении внедрения новой концепции в жизнь.

Принятие и продвижение данного закона в жизнь явно свидетельствует о государственной заинтересованности в идее непрерывности образования. Произошло изменение всей концепции образования в США. Итак, в течение ХХ — начала ХХI веков США приложили немало усилий для обновления системы образования. Прежде всего, удалось добиться государственной политики по отношению к образованию.

Многостороннее развитие получила концепция непрерывного образования, были преобразованы университеты и колледжи, которые стали доступны взрослому населению; были разработаны масса новых программ, в том числе, для взрослого учащегося; стали престижными библиотеки, и заметно повысилась их роль в системе образования и т. д., — то есть сделано все возможное для того, чтобы идея непрерывности образования получила свое дальнейшее развитие и способствовала социальному и экономическому процветанию государства.

И, наконец, об образовании в США людей с особыми потребностями…Законы, регламентирующие специальное образование в США, появились в стране в последние 25 лет. С 2001 года образовательная политика на федеральном уровне здесь регулируется документом «Ни один ребенок не останется вне закона» («No Child Left Behind Act» — NCLB). Этот закон требовал, чтобы к 2014 году успеваемость 100% школьников соответствовала образовательным стандартам, что, в принципе, не выполнено.

Школы, не демонстрирующие на этом пути «прогресса за год», подвергаются наказа нию — теряют государственное финансирование. Неспособность одной группы достичь поставленных для нее целей и задач может привести к тому, что вся школа попадает в черный список или окажется под пристальным контролем надзирающих органов. Тревога педагогов растет, как и неразбериха в отношении построения инклюзивного школьного сообщества.

Наблюдаемые в настоящее время тенденции говорят о постоянно чинимых препятствиях построению инклюзивных школьных сообществ в США. Менеджеризм школ и упор на успеваемость приводят к повышенной фрустрации настолько, что работники образования уже просто не способны сфокусироваться ни на чем, кроме вопроса о том, достигнет ли их школа в данном году заданного распоряжениями органов образования прогресса.

Проведение в жизнь идеи инклюзии, а также развитие педагогики, способной ответить на потребности всех учащихся, задача трудная. Ученые ссылаются на уже проведенные исследования, которые объясняют многочисленные причины того, что движение к инклюзии, в целом, нельзя назвать успешным. Среди этих причин особенно важными считается отсутствие связи между общим и специальным образованием, что в настоящее время мешает усилиям, направленным на инклюзию, и отсутствие у участников процесса создания инклюзивного сообщества общих ценностей и общего языка, без которых невозможно сотрудничество.

Задача построения инклюзивного школьного сообщества кажется почти невыполнимой в настоящее время, когда во многих странах политика в области образования ставит во главу угла отчеты школ об успеваемости, измеряемой в баллах стандартизированных тестов. Ученые связывают эту черту современной образовательной политики с распространением влияния так называемой социальной концепции неолиберализма.

Эта концепция основана на рыночной интерпретации всех типов общественных отношений с присущими рыночной логике понятиями конкуренции, эффективности и т. п. Проблема эта обостряется еще и тем, что усиливается тенденция к унификации образовательных учреждений. Становясь похожими друг на друга, школы в массовом порядке могут начать производить граждан стандартного унифицированного общества.

Давление на школу, которое оказывается требованием достижения стандартизированных показателей успеваемости — вот современная примета! В США действуют различные стандарты для отдельных групп учащихся: детей, для которых английский язык не родной; детей с особыми образовательными потребностями; в отдельных случаях для афроамериканцев.

Однако стоит сказать и о положительном: в Соединенных Штатах все более и более распространяется модель, которая действительно работает. Сейчас если не половина, то, по крайней мере, 40% всех школ со специализированными классами имеют цельные инклюзивные программы. Это выглядит так: детей, у которых есть большие пробелы в развитии, сажают в отдельную комнату, разбитую на небольшие кабинки, где они получают индивидуальное образование один на один с тьютором. Программы для каждого из таких детей создаются персонально, на основании теста, который проводится в начале учебного года. Это делают педагоги таких специализированных комнат совместно с тьюторами.

Дети общаются с другими обучающимися обязательно: выходят на перемену, на ланч, на физкультуру, на общешкольные мероприятия, участвуют в праздниках — пусть и не в такой мере, как и обычные дети. Более того, у них есть партнеры из числа типичных детей, с которыми они садятся вместе. К счастью, американское общество воспитано неплохо — оно вполне толерантно, приучено К тому, что любой человек, с любым отличием, физическим или ментальным, является частью общества.

А теперь о следующем: между системами высшего образования США и РФ существует еще довольно много различий. Самое главное, пожалуй, заключается в том, что российские студенты поступают на определенную кафедру или факультет, заранее ограничивая себя рамками будущего направления, в то время, как американские учащиеся при поступлении в вуз не имеют таких жестких профессиональных установок.

Российский студент, будущий бакалавр, учится четыре года, слушая, в основном, только те курсы, которые тесно связаны с его направлением, американский студент за четыре года осваивает курсы не только по специальности, но и по другим дисциплинам, выполняя общеобразовательные требования, типичные для американской системы высшего образования.

Рассматривая разные подходы к высшему образованию, исследователи хорошо видят в российской (общеевропейской) системе и преимущества (качество подготовки студентов), и недостатки (подростки, поступившие в вуз, не всегда готовы выбрать себе профессию, а молодые выпускники оканчивают университет, не имея широкого представления о том круге вопросов, которые лежат за пределами их профессионального направления).

Американская система высшего образования реализуется посвоему в каждом вузе. Так, некоторые американские вузы требуют, чтобы студенты прослушивали общеобразовательный курс по культурному наследию человечества (включающий в себя, например, чтение Библии, текстов Сократа, Вергилия, Декарта, Вольтера, Руссо, Гете, Гегеля, Джефферсона, Маркса, Дарвина, Ницше, Достоевского и др.), в то время как другие подобных курсов не предлагают.

Типичную учебную программу для студентов американского вуза можно охарактеризовать следующим образом (имея в виду, что 15 американских академических кредитных часов равны одному кредитному (семестровому) часу в российском вузе, а американский академический час обычно равен 50 минутам, а не 45, как в России):

  • 15–20 кредитных часов (зачетных единиц) — некоторые обязательные курсы (по письменной речи на английском языке, иностранному языку, математике, этническому разнообразию американского общества), которые составляют фундамент для дальнейшей работы;
  • 30–40 кредитных часов — общеобразовательные курсы, выбранные студентами из ограниченного набора в каждой категории (например, искусства, гуманитарные науки, общественные науки, естественные науки и математика);
  • 30–40 кредитных часов — курсы по специальности;
  • 20–45 кредитных часов — факультативные курсы. Американские студенты часто учатся не только по специальности/одному направлению: они слушают несколько факультативных курсов, формируя из них вторую специальность, дополнительную специальность или получая сертификат.

Вторая специальность требует такого же количества курсов, что и первая; дополнительная специальность (см. выше) предполагает меньшее количество курсов. Сертификат, доказывающий определенный уровень способностей студента по той или иной дисциплине (например, сертификат по русскому языку или по экономике), обычно требует еще меньше курсов. В любом случае студент получает только одну степень бакалавра, возможно, по двум направлениям или одному основному и дополнительной специальностью или сертификат.

Эта система возникла в конце XIX в. для того, чтобы исправить положение, когда студенты слушали курсы только на элементарном уровне и получали довольно широкое образование, но, по существу, не имели никакой глубокой специализации. Систему специальностей ввели сначала в отдельных колледжах и университетах, а затем эта практика [кстати, довольно быстро] распространилась во многих американских вузах.

В XX в. обнаружилось, что студенты, оканчивающие американский вуз, хорошо знают свою специальность, но зачастую плохо знают даже элементарные явления из других сфер знаний. Поэтому была введена новая система общеобразовательных курсов, целью которых было познакомить американских студентов с фундаментальными идеями хотя бы из некоторых сфер человеческой деятельности.

В 70–80-е годы прошлого века исследователи отметили, что студенты стали хуже писать на английском языке, неадекватно применяют математические принципы, освоенные еще в школе, к реальным жизненным проблемам, и потому были составлены новые курсы, чтобы решить и эти проблемы.

На фоне повышенного внимания к качеству и результатам обучения многие колледжи и университеты озаботились процессом преподавания. Если раньше престижные университеты и даже маленькие колледжи славились научными трудами своих профессоров, а не достижениями в сфере педагогики, то сегодня многое начинает меняться. Это выражается, в частности, в учреждении во многих университетах США так называемых «центров для обучения и преподавания», где проводятся специальные семинары по методике преподавания и обсуждаются вопросы, касающиеся организации работы со студентами.

Сегодня можно отметить несколько тенденций, имеющих место во многих американских вузах:

  • артикуляция конкретных учебных целей для каждой учебной программы;
  • использование новых метафор/характеристик для обозначения сути образовательного процесса;
  • использование новых педагогических технологий с целью активизации процесса обучения;
  • применение новых студентоцентрированных стратегий — в центре учебного процесса оказывается учащийся, а не преподаватель;
  • разработка новых подходов к составлению курсов для того, чтобы процесс обучения стал более значимым для студента;
  • оценка результативности обучения с позиции соответствия конкретным учебным целям.

Американские и российские системы высшего образования довольно сильно отличаются именно по вышеописанным показателям, критериям и параметрам. В американской системе высшего образования на одном курсе обучаются студенты с разными уровнями подготовки, с разными интересами и разной мотивацией.

А в связи с тем, что американские аккредитационные агентства и государственные учреждения стали обращать больше внимания на результативность обучения, во многих вузах сегодня занимаются вопросами, касающимися переосмысления многих аспектов преподавания в вузах — от составления учебных программ до организации занятий.

Напомним: с выходом России на международную образовательную арену в конце 1980-х годов ее культурно-образовательные связи с другими странами стали существенно укрепляться — начался активный студенческий обмен, многие студенты направлялись в европейские страны и США для прохождения там специализированных технологических курсов и стажировок.

В 2008 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад о долгосрочных образовательных тенденциях, согласно которому к 2030 году количество студентов будет постоянно расти, а состав учащихся будет в большей мере интернационален за счет привлечения большого количества иностранных студентов. Для того чтобы интернационализировать систему высшего образования, российским вузам нужно перейти на единые международные стандарты.

Нашей стране требуется повысить академическую мобильность своих студентов с тем, чтобы они смогли получить широкое образование и рассмотреть изучаемую ими специальность с разных точек зрения. Академическая мобильность позволит перспективным молодым ученым обмениваться опытом со своими коллегами из других стран и, возможно, осуществлять совместные теоретические идеи и разработки, направленные на экономическое и социальное процветание общества. Сегодняшняя Россия ставит перед собой задачу модернизации высшего образования и приведения его в соответствие с постоянно изменяющимися международными нормами, по большей части, с американскими стандартами.

На начальном этапе модернизации необходимо понять, какие требования нужно предъявлять к абитуриентам и чего ждать от выпускника. Каждый вуз должен иметь четкое представление, зафиксированное в соответствующем документе (его еще называют «паспортом выпускника», «моделью выпускника»), какими профессиональными знаниями, навыками и умениями, какими компетенциями будет обладать выпускник по окончании курса обучения.

Составить такую модель можно только тогда, когда у вузов появятся надежные способы оценки и измерения качества образования. Это ставит образовательные организации перед необходимостью сотрудничества с частным сектором, как это издавна происходит в США. В эпоху активного развития экономики и частного бизнеса роль таких организаций в процессе образования постоянно растет.

Все большее число крупных частных компаний, занятых в области высоких инновационных технологий, биотехнологий и в других передовых областях, заявляют о том, что выпускников даже самых ведущих вузов зачастую приходится переучивать, потому что теоретические знания, с которыми они приходят, не получают практического воплощения в работе.

При этом роль работодателя в процессе выработки требований к выпускнику не стоит преувеличивать. Как правило, его интересы достаточно узки, ориентированы на конкретную отрасль и предприятие. Оптимальным было бы найти золотую середину между Федеральными государственными стандартами высшего образования и теми, которые предъявляют работодатели, с тем, чтобы учреждения высшего образования готовили высококвалифицированных, при этом востребованных профессионалов, которые смогут успешно функционировать на рынке труда.

И, конечно, следует обязательно помнить, что некоего универсального образовательного образца не существует. Речь просто должна идти об адекватности системы образования любой страны тем задачам, которые она перед собой ставит. К тому же необходимо помнить, что модернизация высшего образования невозможна без изменения структуры и системы средней школы — школьное обучение создает плацдарм для высшего образования, так что абитуриент, окончивший школу российского образца, с трудом адаптируется к чужой для его страны образовательной системе.

Одно из важнейших различий между российской образовательной системой и американской состоит в том, что в США специализация существует исключительно в высших образовательных учреждениях. В соответствии с американской концепцией, в средней школе основной упор делается именно на общее образование — специализации не уделяется большого внимания. В России специализация есть уже в старших классах средней школы.

Еще один показатель, отличающий российскую и американскую образовательные системы, состоит в том, что большая часть [исследовательских] вузов, университетов в США финансируется частным сектором экономики: самые крупные международные компании делают капиталовложения в перспективные вузы с тем, чтобы в будущем получить квалифицированных и востребованных специалистов.

Важное достоинство американской системы в том, что она старается поспевать за технологическими и социальными изменениями: это касается, в частности, активного внедрения передовых информационных технологий в процесс обучения — при чтении лекций, проведении практических занятий и семинаров и т. д.

Подобные технологии решают многие проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в области образования: сокращают время на проверку домашних заданий, их рассылку студентам, проверку контрольных работ и т. п. Но надо помнить и о наших успехах в этой сфере.

Среди других преимуществ американского образования — междисциплинарный подход к изучаемому предмету, а также гибкость в выборе изучаемых дисциплин. Кроме того, выпускников американских школ обучают важным навыкам академической работы, таким, как умение грамотно отстоять свою точку зрения, убедительно доказать ее научную ценность. При этом преподавание естественных дисциплин в американских школах уступает российскому: школьник из России сильнее американского в таких областях, как химия, физика, биология.

Однако благодаря общеакадемическим навыкам, полученным в процессе школьного образования, американским студентам удается довольно быстро нагнать своих российских коллег в высшем учебном заведении. Итак, поскольку именно американская система часто используется в качестве образца, важно знать, что наряду с несомненными достоинствами она обладает и рядом недостатков:

  • американская система (особенно система среднего образования) часто становится объектом критики: и в самих США, и за рубежом говорят о ее низкой эффективности. Эта критика во многом справедлива. Но высшее образование в США остается фундаментальным и обеспечивает как студентов, так и магистрантов, и докторантов необходимыми знаниями и навыками:
  • между высшими образовательными учреждениями и частным сектором установлено тесное сотрудничество, но сегодня в американских вузах имеется явный перекос в пользу влияния инвесторов. А, между тем, вузы должны оставаться самостоятельными. Ими должны управлять грамотные руководители, соблюдающие эту тонкую грань — в задачи такого руководителя входит не только принятие решений по развитию вуза в сотрудничестве с крупными частными инвесторами, но и работа с профессорско-преподавательским/научно-педагогическим составом вуза. Руководитель должен прислушиваться к их мнению и руководить вузом не в одиночку, а в союзе со всем коллективом университета;
  • в американской образовательной системе недостаточное внимание уделяется изучению иностранных культур и языков (испанский язык составляет исключение, поскольку в некоторых частях Соединенных Штатов он практически имеет статус второго национального). Хотелось бы особо отметить роль иностранных магистрантов и докторантов в американской системе образования: если бы не они, то многие докторские и магистрантские программы просто бы не реализовались в США. Особенно это касается образовательных программ в области естественных наук: американцы то ли не хотят, то ли не могут достаточно успешно обучаться таким предметам;
  • в последнее десятилетие расходы на образование все больше перекладываются с государственного бюджета на самих учащихся или их родителей. В результате стоимость обучения в государственных вузах приближается к существующей во многих частных вузах, что подрывает принцип доступности высшего образования;
  • американские образовательные институты все больше стремятся к тому, чтобы полученные студентами знания применялись на практике — в результате больше внимания уделяется развитию технических дисциплин. Практическая ориентированность американского образования привела к тому, что многие гуманитарные науки в США понесли серьезные потери в плане финансирования: количество финансовых грантов, выделенных на гуманитарные программы, сократилось вдвое в сравнении с предыдущим.

Итак, реализация Болонской системы в Российской Федерации пошла несколько по иному пути, чем в США. В результате этого появились существенные различия, казалось бы, в стандартизированной системе высшего образования. Однако делать серьезные выводы.

В настоящий момент опрометчиво, так как данный процесс в России еще не завершился. Поэтому окончательные итоги по реализации Болонского процесса можно будет проследить лишь после закрепления данных принципов высшего образования как во всех высших учебных заведениях Российской Федерации, так и в умах граждан нашего государства. И, без сомнения, никак не обойтись без критического анализа американской системы образования всех уровней.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)