Миграция русских и не автохтонных народов региона

Наряду с этим процессом в 90-е гг. в регионе наблюдается также этническая миграция, имеющая экзогенный характер — миграция русских и армян. Она стала заметным процессом в русском субрегионе Юга России – в Краснодарском и Ставропольском краях и в Астраханской и Ростовской областях.

Вслед за суверенизацией 6ыеших республик СССР, произошла суверенизация республик и автономий России, что было связано с приданием статуса государственных языкам титульных народов, изменением системы образования и гражданства.

На эти политические акции республиканских властных структур население среагировало неоднозначно. Заметным социальным последствием этих событий стал выезд значительной части русского и русскоязычного населения из государственных образований, где они не являлись титульным населением.

Источником массового потока такой миграции стали территории межнациональной конфликтности и напряженности — Нагорный Карабах, Узбекистан, Грузия, Таджикистан, Казахстан, а в России — Чеченская Республика, Ингушетия и Дагестан. Такая миграция получила название вынужденной.

С юридической точки зрения на постсоветском пространстве «под вынужденностью понимается, с одной стороны, отсутствие позитивной мотивации для переезда, с другой — такое изменение ситуации, когда становится невозможным дальнейшее нормальное существование, возникает реальная угроза безопасности (физической, этнической, социальной) и отсутствует перспектива нормализации (в пределах жизни мигрантов и их детей).

То есть люди переезжают не из нормальных условий, чтобы их улучшить (продвинуть свою карьеру, повысить образование, жить в более подходящем климате и т.д.), а из резко и безнадежно ухудшившихся в любые, имеющие перспективу нормализации».

О правовом статусе вынужденных мигрантов заговорили только в 1991 г. Правовой статус беженца получал человек, не имеющий российского гражданства и временно пребывающий на территории страны, которая рассматривалась как страна, предоставляющая политическое убежище.

С содержательной стороны, статус беженца предполагает, что человек у себя на родине подвергался гонениям.

Закон РФ «О беженцах и вынужденных переселенцах» от 20 марта 1993 г. следующим образом определяет их статусы:

  • беженцем может быть «прибывшее на территорию РФ лицо, которое вынуждено было покинуть место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия, преследования в любых формах или под угрозой реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам национальной, расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе»;
  • вынужденный переселенец – «гражданин России, вынужденно покинувший место своего постоянного жительства по аналогичным или иным причинам».

Поток вынужденных мигрантов был выделен по внешне принудительному стихийному основанию — межэтнической напряженности и конфликтности, выступившей фактором, вызвавшим территориальные перемещения больших групп людей.

Эта группа мигрантов – наибольшая по своему количеству в первой половине 90-х гг. характеризовалась принципиально иной по сравнению с предшествующими десятилетиями мотивацией, неорганизованным и стрессовым характером.

Она имела и иную территориальную направленность: если раньше это был организованный вывоз квалифицированной рабочей силы в индустриально неосвоенные регионы, сопровождавшийся обеспечением мест трудовой занятости, но трудностями жилищно-бытового характера, то теперь — приток квалифицированной рабочей силы в хорошо освоенные экономические районы в условиях резкого сокращения емкости рынка труда (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область).

По данным администрации Краснодарского края, с 1988 г. край становится одним из центров миграционных процессов.

Общий миграционный прирост в крае за 1988—1991 г. составил 203 873 человек, но уже за период 1992-1994 гг. он увеличился еще на 261 858 человек. За 9 месяцев 1995 г. миграционный прирост составил еще 50 861 человек.

Большая часть миграционного потока (83 %) формируется в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Значительная часть этого потока состоит из возвращающихся в центральные регионы России людей, ранее осваивавших северные регионы. Второй по численности миграционный поток, поступающий в край, формируется на Северном Кавказе.

Так же, как и в Краснодарском крае, в Ростовской области значителен удельный вес в миграции беженцев и вынужденных переселенцев.

За период с 1992 по 1995 г. их численность достигла 32 411 человек. Но меняется территория выхода вынужденных переселенцев.

В 1994 г. основным источником была Чечня (2 445 чел.); в 1995 г. наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев приходился на Казахстан (25,4 %), Чечню (20,0 %), Узбекистан (19,6 %).

Миграционная служба области фиксирует, что из 77 969 человек, обратившихся к ней за помощью с 1992 по 1995 г. статус беженцев и вынужденных переселенцев получили 32 006 человек, т.е. около 40 %.

В целом за период 1989—2001 гг. количество вынужденных и добровольных мигрантов, по данным Ростовского областного комитета государственной статистики, составило примерно 500,0 тыс. человек.

Анализ статистических данных показывает, что максимальный миграционный прирост в Ростовской области пришелся на 1994 г. (54,8 тыс. человек).

На 01.01.2002 г. на территории области проживают 21 272 гражданина (9 478 семей), имеющих статус вынужденного переселенца. Большая часть вынужденных переселенцев, по данным 2001 г. – 65,1 % расселяется в городах, 34,9 % — в сельской местности.

В последние пять лет миграционный прирост постоянно сокращается. Так, за 12 месяцев 2001 г. он составил 1375 человек, что почти в 5,6 раза меньше, чем за соответствующий период 2000 г. Снижение произошло, главным образом, за счет уменьшения числа прибывших из стран СНГ и Балтии.

Третьим регионом с преимущественно русским населением на Северном Кавказе является Ставропольский край. Согласно данным краевого статистического управления, на 1989 г. было зарегистрировано 230,6 тыс. мигрантов (внутрикраевые, межобластные и межреспубликанские потоки).

В последующие годы наблюдается стабилизация коренного населения (что дает общее Сокращение мигрантов — до 129,6 тыс. чел.) и увеличение удельного веса в структуре миграции потоков из-за пределов края.

Мигрирующее население в настоящее время испытывает не только трудности по бытовому обустройству, но и пополняет ряды безработных.

Иными словами, этническая миграция русских имеет четко выраженную тенденцию к понижающей вертикальной мобильности. Вынужденные переселенцы, адаптируясь к местам нового жительства, часто теряют при этом позиции достигнутого социального статуса.

Вынужденная миграция выделяется исследователями преимущественно по мотивации, но не по этнической характеристике мигрирующего населения.

Это связано в первую очередь с достаточно большой долей в данном потоке русскоязычного сегмента, состоящего преимущественно из украинцев, белорусов, татар, армян и представляющего урбанизированную часть населения, набиравшуюся по плановым трудовым оргнаборам в разных городах СССР.

Вместе с тем удельный вес русского населения в числе вынужденных мигрантов доходит по разным оценкам от 80 до 85 %, что позволяет квалифицировать этот поток как этническую реэмиграцию русских.

Наряду с потоком русских значительное число в составе вынужденных переселенцев и беженцев, принимаемых Югом России, составляют армяне и турки-месхетинцы.

Характерной особенностью этих двух этнических групп является компактная форма расселения по русскому субрегиону Северного Кавказа (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область).

При значительном удельном весе в структуре миграции армян, прибывающих на Ставрополье и в Ростовскую область, наибольший их поток устремлен в Краснодарский край. Здесь они составляют около 27 % миграционного потока.

Основные места оседания армян-мигрантов — крупные города Северного Кавказа. В Краснодарском крае – это преимущественно Адлер, Сочи, Туапсе и Туапсинский район; в Ставропольском крае – города Кавказских Минеральных Вод; в Ростовской области — г.Ростов-на-Дону.

Итак, рассмотрение этнических миграционных процессов на Юге России позволяет сгруппировать их в два потока из разных источников формирования: миграция автохтонных народов Северного Кавказа, которая носит эндогенный характер, обусловленный демографическим процессом и изменением структуры занятости, и миграция русского этноса и других не автохтонных этнических групп, характеризующаяся экзогенными причинами.

Воспроизводство этничности на Юге России с начала присоединения народов региона к России осуществлялось как традиционными институтами (семья, обычаи, обряды, сельские общины), так и новыми:

  • административно-территориальным управлением, а позднее (с середины 20-х гг.) образованием автономных республик с учетом этнической принадлежности населения;
  • института образования, где в том или ином объеме преподавался национальный язык, правом (паспортизация населения, депортация), юридически не закрепленными, но обязательными нормами (квотирование мест в образовательных учреждениях, формирование пропорционального представительства в партийных и советских органах).

Институциональное воспроизводство этничности привело к ее осмыслению в качестве базовой ценности у народов региона и закреплению в общественном сознании как важного критерия дифференциации на социальные группы.

Объективными предпосылками формирования этносоциальной стратификации на Юге России выступают:

  • историческое расселение различных этносов по территориям, неравным в экономико-хозяйственном отношении, что предопределило неравный уровень социально-экономического развития народов;
  • сохранение у разных народов (в различной степени) института внутриэтнической консолидации, выступающей «социальным капиталом» в условиях межэтнической конкуренции.

Невозможность в настоящее время решить проблему безработицы (особенно молодежной) приводит к активному развитию теневого сектора экономики, которыйуси ливает дифференциацию народов по экономическим характеристикам и способствует формированию кланов на внутриэтническом уровне.

Статусные позиции этносов в пространстве Юга России формируются на пересечении ряда социальных подпространств (полей) — экологическом, социальноэкономическом, культурном, демографическом, социальнополитическом, правовом, каждое из которых образует разные измерения статуса.

Интегральным показателем статуса этноса является его политический статус (титульность, представленность в органах власти), во многом определяемый демографическими показателями (численностью, средним возрастом, динамикой рождаемости).

Иерархическое этносоциальное пространство образуется дистанцией между взаимодействующими этническими группами, имеющими объективные экономические, социальные и культурные различия.

В результате политических реформ 90-х гг. доминирующее положение в этностратификационной системе в республиках Северного Кавказа заняли титульные и численно доминирующие народы.

Этнические миграции представляют собой массовое перемещение представителей той или иной этнокультурной группы на другую территорию.

Миграционные потоки на Юге России в последние десятилетия имеют этнический характер и тесно связаны между собой. Миграция автохтонных народов обусловлена внутриэтническими причинами (демографическим процессом, изменением структуры занятости); миграция русского этноса и других не автохтонных этнических групп вызвана внешними причинами: межэтнической напряженностью и конфликтностью в местах проживания, кризисом индустриального производства, в котором занято большинство русского населения республик Северного Кавказа.

Доминирующими направлениями в общем процессе изменения этнического состава населения в регионе являются:

  • освоение (колонизация) горским населением равнинных территорий;
  • увеличение этнической мозаичности населения русского субрегиона Северного Кавказа (Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область), значительное снижение численности русского населения во всех республиках Северного Кавказа, усиление моноэтничности населения ряда республик (Ингушетия, Северная Осетия, Чечня).

Этнические миграции в настоящее время привели к изменению баланса этнических групп во всех субъектах РФ, расположенных на территории Юга России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)