Методы преподавания психологии

Классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки.

Методы показывают, как действует педагог и как действует обучаемый. В настоящее время и в средней, и высшей школе сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом.

Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Вторая начала складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии.

Второй тип управления, положивший в основу организации образования ценность личности всех его участников, стал определять инновационную стратегию. Культура инновационного образования предполагает использование и новейших методов и технологий обучения.

По доминирующим средствам методы подразделяют на словесные, наглядные и практические.

В зависимости от основных дидактических задач выделяют:

  • методы приобретения новых знаний;
  • методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Сюда же включают методы закрепления изучаемого материала и методы самостоятельной работы.

Существует классификация, в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения. Наиболее оптимальной на сегодняшний день представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала.

Эта классификация включает в себя пять методов:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый (или эвристический) метод;
  • исследовательский метод.

Репродуктивные методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод – экономный способ передачи знаний, его эффективность проверена многолетней практикой, и он используется на всех уровнях обучения.
  2. Объяснительно-иллюстративный метод (или информационно-рецептивный) – состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и запоминают эту информацию. Сообщение информации преподаватель осуществляет с помощью устного слова (объяснение, рассказ,
    лекция); печатного слова (учебник, пособия); наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы); практического показа способов деятельности (показ способа составления плана, решения задачи и т.д.). Обучаемые смотрят, слушают, наблюдают, читают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а учащийся их выполняет.

Таким образом, главным признаком репродуктивного метода является воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу. Преподаватель пользуется устным и  печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец.

Методы первой группы обогащают учащихся знаниями, умениями, навыками, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей. Эта цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные (их также называют активные) методы обучения психологии

Среди современных активных методов обучения можно назвать три группы методов для использования в целях формирования всех видов мышления. Это методы программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения.

Каждый из этих методов создал присущий ему инструментарий действий, в котором выражается сущность метода и очерчиваются границы его влияния.

В системе методов программированного обучения этот инструментарий – дозированный шаг программы, алгоритм. В проблемном обучении – проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы. В интерактивном обучении – это коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры.

Все названные активные методы обучения и разработанные в них приемы, только входя в систему, могут обеспечить усвоение психологического знания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)