Методы менеджмента

Функции менеджмента показывают, что должен делать менеджер, чтобы управлять организацией, на вопрос “как (с помощью чего) менеджер должен управлять организацией?” отвечают методы менеджмента (или, иначе говоря, методы управления).

В менеджменте используются три группы методов управления:

  • экономические;
  • организационно-распорядительные (административные);
  • социально-психологические.

Экономические методы управления заключаются в том, что менеджмент применяет для мотивации сотрудников либо материальное вознаграждение за количество и качество труда, либо материальные санкции (штрафы) за несоответствующее качество и недостаточное количество.

В качестве основных инструментов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

Кроме того, к экономическим методам управления относится создание таких условий работы предприятия или подразделения, в которых работники максимально заинтересованы в улучшении качества своей работы и увеличении прибыли. Например:

  • закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для его хозяйственной деятельности;
  • предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;
  • предоставление подразделению права использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению;
  • применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств и т.п.

Организационно-распорядительные (административные) методы управления – это методы прямого воздействия на исполнителей, носящие директивный (руководящий), обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.

К числу организационных методов относят:

  • создание организационной структуры управления;
  • регламентирование и нормирование всех видов деятельности;
  • приказы и распоряжения;
  • инструктажи и т.п.

Социально-психологические методы управления оказывают воздействие на сознание работников, социальные, эстетические и другие мотивы их поведения. Эти методы предназначены для социального стимулирования трудовой деятельности.

К ним относятся:

  •  устное поощрение (похвала);
  •  убеждение и внушение;
  • личный пример руководителя;
  • обеспечение возможности карьерного роста сотрудника;
  • регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе;
  • создание и поддержание позитивного морального климата в коллективе и т.п.
Хороший менеджер должен уметь грамотно комбинировать различные методы управления, выбирая из них те, которые наиболее соответствуют сложившейся ситуации, которые будут в этой ситуации наиболее эффективными.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)