Методы исследования организаций

Современный менеджер должен обладать навыками исследования организаций.

Исследование – это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

Мнение о том, что исследования – это предмет деятельности научных работников, а у менеджера для исследований нет ни времени, ни необходимости, является глубоко ошибочным. В современном менеджменте исследование является одним из важнейших факторов обеспечения высокой эффективности работы организации и ее экономического успеха.

Исследования позволяют увидеть резервы организации, факторы, мешающие развитию, опасности и сильные стороны. Есть мнение, что в современном менеджменте исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.

Исследования могут охватывать всю организацию в целом или затрагивать лишь некоторые подразделения, проводиться силами менеджмента или с привлечением консультантов.

Они могут быть длительными (от нескольких месяцев до нескольких лет) и краткосрочными (продолжающимися несколько дней); периодически повторяющими и разовыми; проводимыми в интересах стратегического развития и направленными на повышение эффективности операционной деятельности; требующими значительных финансовых средств и включенными в годовой бюджет компании.

Несмотря на разнообразие видов, обстоятельств и исполнителей, обязательным начальным условием любого исследования является четкое определение объекта, предмета, цели и задач исследования и выбор инструментов (методов) исследования.

Объектом исследования в большинстве случаев является сама организация (конкретное предприятие, фирма). Однако иногда под объектом может пониматься целая отрасль или рынок, в других случаях сфера исследований может ограничиваться одним структурным подразделением организации.

Предметом исследования называют составляющую часть объекта исследования, особый аспект исследования, конкретную сторону или важное свойство объекта исследования.

При исследовании организаций предметом могут быть: система управления (менеджмент), неформальные группы, компетентность (профессионализм) персонала, средства и способы его мотивации, производительность труда, торгово-закупочная деятельность, эффективность маркетинга и рекламы и т.п.

Исследования организаций проводятся с разными целями, среди которых можно выделить: изучение текущего состояния организации (например, по таким параметрам, как численность персонала, объемы продаж продукции, норма прибыли, доля рынка); исследование факторов внутренней и внешней среды в интересах повышения конкурентоспособности организации; анализ эффективности работы отдельных подразделений или целесообразности использования той или иной организационной структуры и др.

Конкретные задачи исследования вытекают из формулировки цели и доопределяют желаемый результат. К наиболее распространенным задачам исследования можно отнести: поиск способов повышения производительности труда на предприятии; определение причин снижения качества продукции; выявление перспективных методов управления; выбор фирм-поставщиков, отвечающих разнообразным требованиям; выявление неформальных лидеров; совершенствование системы планирования и контроля и т.п.

Как и любая другая наука, теория организации использует разнообразные методы исследования. Какие из них наиболее часто и эффективно используются в теории организации?

Наиболее характерным для теории организации методом исследования является наблюдение – процесс изучения объекта (организации или ее подразделения) без какого-либо воздействия на него. Наблюдение заключается в целенаправленном сборе сведений об исследуемом объекте или явлении для последующего их анализа. Оно не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины того или иного явления.

Наблюдение – целенаправленный сбор сведений об исследуемом объекте или явлении для последующего анализа.

В теории организации находят применение два вида наблюдения: лонгитюдное и кроссекционное.
Лонгитюдное наблюдение (англ. longitudinal study от longitude – долговременный) – научный метод, применяемый в социологии, психологии, теории организации и др. науках, предполагающий изучение одного объекта (например, организации) в течение длительного времени, за которое существенным образом меняются значимые признаки этого объекта.

Кроссекционным наблюдением (синхронным, одномоментным, статичным) в теории организации называется краткосрочное наблюдение за деятельностью нескольких различных организаций, проводимое с целью выявления общих для них признаков.

В различных науках одним из самых сложных и интересных методов исследования является эксперимент.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод исследования некоторого явления в особых (управляемых исследователем) условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Эксперимент проводится в рамках какого-либо научного исследования и служит для проверки гипотезы или установления причинных связей между явлениями. Эксперименты являются основой эмпирического (опытного) подхода к исследованиям и часто проводятся в физике, химии, психологии, технических науках и т.п.

Одним из особых видов этого метода исследования является компьютерный (численный) эксперимент – эксперимент над математической моделью объекта исследования на компьютере, который состоит в том, что по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах изучаемого объекта.

Данный вид исследования можно лишь условно отнести к эксперименту, так как он не отражает реальные явления, а является численной реализацией созданной человеком математической модели – расчетом.

Применяются эксперименты и для исследования организаций. Они относятся к социальным экспериментам.

Социальный эксперимент – это метод изучения социальных (общественных) явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием каких-либо искусственно созданных факторов.

Социальный эксперимент предполагает: внесение изменений в сложившиеся отношения между людьми; изучение влияния изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп; анализ и оценку результатов этого влияния. Вспомните, например, хоторнские эксперименты, проводившиеся в 1920-х – 1930-х гг. профессором Элтоном Мэйо.

Однако экспериментирование в теории организации является весьма затратным и рискованным методом исследования. Вносимые в работу организации социальные, экономические, технологические и иные изменения могут негативно сказаться на различных аспектах ее деятельности. Поэтому проводятся такие исследования нечасто и в особых условиях.

Распространенным методом исследования в теории организации является анализ – метод исследования, заключающийся в искусственном (мысленном) разложении исследуемого объекта на простые составные части с целью последующего их изучения.

В ходе анализа выявляются не только составные элементы сложного объекта (системы), но и характер связей между ними. Понятие “анализ” лучше всего объясняется простой метафорой – “разложить по полочкам”. Действительно, анализируя структуру и функции организации, исследователь выделяет ее составные части и классифицирует их, относит к той или иной известной категории (“раскладывает по полочкам и помечает ярлычками”).

Например, анализируя структуру коммерческой компании, мы обнаружим, что в ее состав входят различные департаменты и отделы – производственный, финансовый, департамент управления персоналом, отдел маркетинга и т.п. Каждый из них выполняет свои функции. До какой же степени подробности стоит детализировать изучаемый объект в процессе его анализа? Это зависит от цели и задач самого исследования.

Напомним, что функция – это:

  • роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности; другими словами, функция – это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае;
  • в точных науках – отношения между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого.

Анализ – метод исследования, заключающийся в искусственном (мысленном) разложении исследуемого объекта на простые составные части с целью последующего их изучения.

Противоположным приемом, используемым при исследовании организаций, является синтез – объединение выделенных при анализе частей в единое целое. Возникает закономерный вопрос: зачем же вновь объединять в целое те части, на которые мы ранее разложили изучаемый объект? Что нового мы получим при этом? Действительно, изучать сложный объект, каким является организация, по частям (элементам) проще и эффективнее.

Общий первоначальный взгляд на организацию никогда не даст той точности выводов, которую позволяет получить изучение каждого элемента в отдельности и связей между ними.

Однако изучение любой организации, как правило, преследует вполне конкретные практические цели: усовершенствование ее деятельности, решение проблемы или формирование обоснованных и точных выводов о ее работе.

Поэтому, объединяя знания, полученные в процессе анализа организации, исследователи формируют (иначе говоря, синтезируют) новые знания об организации, которые невозможно получить, не изучая ее состав и работу в целом, с учетом всех ее связей и особенностей.

Итак, первая задача синтеза как научного метода – получение нового знания об изучаемом объекте или явлении. Однако при изучении реальных организаций исследователи (менеджеры, аналитики, собственники предприятия) этим редко ограничиваются.

Поэтому второй практической задачей синтеза является внесение каких-либо изменений в структуру и функции организации, повышающих результативность и эффективность ее функционирования. В этом смысле под синтезом часто понимается усовершенствование организации.

Синтез – метод исследования, заключающийся в объединении выделенных при анализе частей в единое целое и формировании новых выводов.

Как вы узнаете из параграфа, посвященного закону единства анализа и синтеза, эти методы исследования осуществляются друг за другом, циклически. В процессе совершенствования деятельности организации анализ обычно предшествует синтезу.

Так, например, перед тем как объединить несколько организаций в общую организационно-правовую структуру (холдинг, финансово-промышленную группу, консорциум и т.п.), каждая из организаций исследуется в отдельности.

Затем начинается синтез – моделирование вариантов построения общей групповой структуры. После чего оцениваются (или прогнозируются) результаты совместной работы организаций в рамках новой системы. Если эти результаты оказываются неудовлетворительными, то осуществляют формирование новых структурных образований до получения наилучшего результата.

Наряду с анализом и синтезом одним из эффективных и широко распространенных методов исследования в любой науке, и теории организации в частности, является дедукция – выделение частных суждений из общих положений.

Вспомните Шерлока Холмса – персонаж произведений А. Конан Дойла. Этот всемирно известный сыщик сумел построить целую систему анализа информации и формирования выводов на основе дедуктивного метода.

Дедукция – метод исследования, заключающийся в выведении частных суждений из общих положений.

Дедуктивное умозаключение применяется главным образом для построения частных версий и объяснения единичных фактов на основе общих представлений. Дедукция позволяет выводить из общих гипотез следствия, которые можно проверить эмпирически, т.е. опытным путем, и таким образом экспериментально их обосновывать или опровергать.

Например, если у исследователя (руководителя) имеются данные о том, что внутренняя среда предприятия характеризуется высоким уровнем профессиональной компетентности и трудовой мотивации специалистов, то у него появляются определенные основания ожидать, что каждый из специалистов, отобранных из разных подразделений для реализации какого-либо проекта, также будет характеризоваться высоким уровнем профессионализма и мотивации.

Индукция, напротив, предусматривает исследование путем перехода от частного к общему. Индуктивные умозаключения применяются в тех случаях, когда приходится обобщать некоторую известную совокупность фактов и устанавливать общие закономерности.

Например, для определения качества продукции отдел контроля осуществляет замеры параметров лишь части крупной партии изделий. И на основе этих замеров делает выводы об уровне качества всей партии. Кроме того, вспомните, как в ходе хоторнских экспериментов из первоначально разрозненных результатов родилась новая концепция человеческих отношений.

Индукция – метод исследования, заключающийся в формировании выводов путем перехода от частных суждений к общим.

В том случае, когда требуется сопоставить между собой какие-либо явления, факты или события, с успехом применяется метод аналогий. Основным достоинством этого метода является то, что сопоставление чего-то нового проводится с тем, что уже хорошо известно и понятно исследователю.

Пример. Объясняя принцип хранения информации на диске компьютера, преподаватель информатики может сказать: “Представьте себе книжный шкаф. Предположим, что он стоит в вашем офисе и вы храните в нем документы. На полках стоят канцелярские папки, некоторые из них заполнены документами, некоторые пусты.

Кроме того, часть документов лежит на полке без папки. Каждая папка имеет свое название, например, “Письма” или “Отчеты”. Документы тоже по-разному озаглавлены: “Доклад N 1”, “Доклад N 2”, “План на месяц” и тому подобное.

Точно так же упорядочена информация на диске компьютера. Диск – это шкаф, полки – это виртуальные или логические диски, папка – это некоторая область диска, имеющая свое имя и предназначенная для хранения документов – файлов.

Каждый файл – это документ, имеющий уникальное имя. Чтобы найти файл, необходимо знать его имя, папку и диск, на котором он хранится. Некоторые файлы как отдельные документы могут храниться вне папок. О них говорят, что они размещены в корневом каталоге”.

Как видно из приведенного примера, аналогия – это прием, который на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигает предположение об их сходстве в других отношениях.

Так, принято считать, что хозяйственные организации сходны с живыми организмами и в своем развитии проходят те же этапы: зарождение, рост, зрелость, старость, смерть. Умозаключение по аналогии формируется в результате сравнения двух объектов и определения сходств и различий между ними.

Аналогия – метод исследования, который на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигает предположение об их сходстве в других отношениях.

Часто при исследовании организаций оказывается удачным так называемый исторический метод. Он состоит в том, что материал изучается в хронологической последовательности описываемых событий. В такой же последовательности приводится и анализ изменений, произошедших или происходящих с объектом изучения – организацией.

Исторический (хронологический) метод исследования состоит в том, что материал изучается в хронологической последовательности описываемых событий для выявления изменений, тенденций и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)