Методы и средства обучения в высшей школе

Метод «в самом общем значении – способ достижения цели». Соответственно метод обучения можно охарактеризовать как способ взаимодействия педагога и обучающегося.

Способ в результате которого у обучающегося возникают:

  • знания, умения и навыки (традиционная точка зрения);
  • способы мышления и деятельности (деятельностный подход);
  • компетенции, если мы для описания результатов процесса обучения используем компетентностный подход.

Учитывая, что в педагогических исследованиях и разработках нередко используется сразу несколько подходов, в одном тексте через запятую могут перечисляться в качестве результатов, например, знания и компетенции.

Следует различать понятия: методики, метода и приема обучения. В качестве составляющих метода обучения выступают приемы. Напротив, методика обучения охватывает и методы, и приемы обучения».

В педагогической науке понятие «методика обучения» используется, во-первых, по отношению к учебному предмету, например, методика преподавания физики и т.п., во-вторых, по отношению к педагогическим системам, как например, методика развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Рассматривая различные виды методов обучения, нужно учитывать, что действия по их научной систематизации или объединению в группы, должны иметь под собой общие основания.

Учитывая, что в процессе познания важную роль играет общение, чувственное восприятие, а также практическая деятельность, по источнику знаний как одному из возможных оснований выделают следующие виды методов обучения: словесные, наглядные и практические.

Однако, данная систематизация лишь частично отражает возможности обучения.  Объяснительно-иллюстративный или информационнорецептивный метод «состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию».

Информация может сообщаться при помощи устного объяснения, печатных и электронных текстов, при помощи демонстрации педагогом осваиваемых в процессе обучения способов деятельности. Как пишет И.Я. Лернер «Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного, или информационно-рецептивного, метода не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями».

Интересно
Исследовательский метод в первую очередь ориентирован на освоение обучающимися способов исследовательской деятельности, творческое применение освоенных знаний и получение обучающимся собственных исследовательских результатов.

Понимание сути и областей применения различных методов обучения расширяет пространство возможностей профессионального педагога.

Система общедидактических принципов позволяет педагогу представить, что в зависимости от задаваемого обучающемуся вопроса, можно услышать ответ репродуктивного, частично-поискового или даже исследовательского характера, ответ, за которым будут скрываться различные познавательные процессы и соответствующие им результаты учебнопознавательной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)