Лекция как форма обучения в высшей школе

Многовековая история и традиции высшего образования обеспечивают то, что лекционные занятия проводятся на высоком уровне. Почему же возникают исключения? Попадая на занятие в обычную поточную аудиторию, мы легкостью обнаружим атрибуты лекционно-семинарской системы.

Преподаватель взаимодействует со студентами. Здесь есть и кафедра, и доска, и мел… Но за очевидными признаками лекции скрывается проблема: воспроизводство формы не гарантирует воспроизводства всего процесса в целом… Занимаясь на лекции обучением, необходимо удостовериться, что это действительно обучение.

Иначе лекция из формы обучения может с легкостью превратиться в форму развлечения и праздности, форму имитации профессиональной деятельности преподавателем и форму имитации учебной деятельности студентом. Преподаватель и студент на лекции.

Интересно
Поверхностное понимание функций преподавателя и студента на лекции, что первый читает, а второй пишет, может с легкостью увести в сторону от обучения и его результатов. Мысль о том, что преподаватель читает, имеет этимологическую природу.

Слово «лекция» происходит от латинского, которое в переводе означает «чтение». И здесь проявляется распространенная ошибка подмены педагогического значения слова, этимологическим. Конечно, такие элементы как чтение, рассказ, изложение в лекционном обучении присутствуют, но они не отражают общей картины. На эту тему существует такая шутка.

Преподаватель говорит: «Я могу прочитать любой курс, было бы написано, а читать меня в начальной школе научили!»

Проблема в том, что подобные упрощения позволяют преподавателю прийти к выводу: изложил, рассказал, прочитал, сделал все, что запланировал. А научил или нет, уходит на второй план, или вообще не принимается во внимание.

Преподаватель, который не видит, что делает студент, и какие результаты возникают, теряет предмет собственной деятельности и она, рано или поздно, перестает быть педагогической.

Формально цель и содержание обучения на лекции определяются рабочей программой. До вхождения в болонский процесс, цель как образ результата и содержание формулировались на основе наук, и определенным образом отражали структуру научного знания.

С переходом на компетенностный подход, требования к содержанию определяется в соответствии со сферой профессиональной деятельности, где предстоит работать выпускнику, важное значение здесь, в определении содержания обучения отводится работодателю.

Предметный подход формулировал результаты обучения через знания, умения, навыки, компетентностный формулирует через компетенции. Но эти компетенции выражаются в том, что выпускник должен будет знать, что уметь и чем владеть.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)