Методологические характеристики методики преподавания психологии

Любая наука в целом, определяется системой методологических характеристик (объект, предмет, цель, задачи и методы), в которых отражается ее содержание и смысл.

Методика преподавания психологии имеет своим объектом процесс обучения психологии, основам психологической науки и неразрывно связанное с ним воспитание подрастающего поколения.

Представления о предмете методики преподавания психологии довольно разнообразны.

В своем большинстве авторы сходятся в том, что предметом данной науки являются условия, факторы, структура и закономерности обучения психологии, понимаемое как процесс управления, осуществляемый учителем (преподавателем), который использует ряд вспомогательных средств: учебники, наглядные пособия, и др.

Обучение же психологии – это обучение психологической деятельности.

Методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.

Методика – раздел педагогики, т.е. ученые, рассматривают предмет методики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его либо взаимодействием учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью.

Цель методики преподавания психологии – познание факторов, условий, структуры и закономерностей процесса обучения психологии и совершенствование этого процесса на основе полученных знаний.

Методика преподавания психологии как предмет решает следующие задачи (здесь же задачи курса МПП как такового):

  1. Ознакомление с основными методами и приемами обучения психологии;
  2. Формирование навыков разработки методики, программ и процедуры подготовки лекций и практических занятий;
  3. Формирование навыков преподавания (чтения лекции, организации семинарских и практических занятий), в том числе – формирование педагогических умений и навыков и профессионально значимых качеств личности;
  4. Развитие перцептивно-рефлексивных и проектировочных способностей студентов;
  5. Воспитание интереса к преподаванию психологии, актуализация потребности в самообразовании, выработка творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности, развитие потребности в самореализации.

Итак, главная задача дисциплины «Методика преподавания психологии: раскрыть как традиционные, так и  инновационные (активные) методы обучения и проанализировать возможности их использования в преподавании психологии. То есть формирование у студентов умения проводить объяснение, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семинарах, практических занятиях, в самостоятельной работе с помощью соответствующих методов и средств.

Интересно
Методы исследования методики преподавания психологии включают систему способов получения нового знания о факторах, условиях, структуре и закономерностях преподавания психологии и внедрения полученных знаний в образовательный процесс.

Все методологические характеристики методики преподавания психологии взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)