Методики обучения праву

Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества – передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и тсогласии. Воспитывая и обучая тех, кому принадлежит будущее, наши предки пыталась отыскать многочисленные закономерности того, как это сделать лучше.

Увы, не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей? Зачем следует учить вообще? Как учить их? Ответы на все сложности поставленных вопросов и пыталась дать методика, главной задачей которой было найти, описать и оценить способы обучения, которые бы оказались успешными и позволили достичь у обучающихся высокого уровня образованности.

Предметом любой методики всегда выступал педагогический процесс обучения, который, как мы знаем, включает в себя и деятельность учителя (преподавателя), и работу учеников по освоению новых знаний.

Слово «методика» имеет глубокие исторические корни и в буквальном понимании означает «способ познания», отвечая на вопрос: как я буду познавать ту или иную область жизни, общества, отношений людей между собой и прочее?

Нас интересует методика обучения праву – одному из самых таинственных и загадочных сторон человеческой жизни. Право как результат мыслительной деятельности людей, будучи связанным с их сознанием, тем не менее до сих пор остается весьма сложной для познания субстанцией.

Интересно
Новым направлением в развитии наук стало появление педагогической юриспруденции – науки, изучающей закономерности формированияправовой культуры и правового сознания населения, в первую очередь, молодежи как социальной группы, наиболее подверженной различным аспектам правового воздействия.

Формирование на протяжении многих лет определенных концепций в области правового обучения и воспитания подрастающего поколения, а также системы методических приемов, с помощью которых достигались те или иные цели правового образования, позволили констатировать факт рождения на свет относительно молодой области знаний – методики обучения праву. Так назвали педагогическую науку о задачах, содержании, методах обучения праву.

Общеизвестно, что система наук может быть условно разделена на естественные, общественные и технические науки. Поскольку юриспруденция относится именно к категории общественных наук, то и знания о том, как лучше изучить правовую действительность и передать своим потомкам навыки правового регулирования общественных отношений в целях достижения счастливого и организованного общества, могут быть отнесены к таким наукам.

Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в учебный предмет и разрабатывающая на основе общедидактической теории эффективные методические средства для формирования правовой культуры каждого индивида и общества в целом. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс.

Так профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить действительно юридически компетентных, грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые знания позволяют успешно вести бизнес, активно участвовать вполитической жизни страны или просто иметь хороший доход.

Основными задачами указанной выше науки являются:

  • отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения;
  • создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий;
  • отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания юридических курсов;– постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Методика обучения праву – весьма динамичная наука, обусловленная не только тем, что меняется законодательство, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.

Обозначим основные функции указанной науки:

  1. Практико-организационная. Она позволяет дать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в стране. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой компетентности человека.
  2. Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.
  3. Эвристическая функция позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

В рамках методики обучения праву рассматриваются вопросы организации конкретных учебных занятий по праву, диагностики знаний и умений обучаемых, а также научной организации труда преподавателя и ученика. Любой профессионал в этой области должен научиться формировать свою методику правового обучения (даже если она не будет носить авторский характер и будет создана на базе существующих принципов обучения праву с особыми отличиями применительно к конкретной аудитории обучаемых).

Общеизвестно, что нельзя повторить ничто уникальное, а это значит, что нет смысла слепо заимствовать чужой опыт, накопленный годами и обобщенный наукой. В этой связи преподаватель права должен научиться творческому осмыслению предлагаемых вариантов правового обучения.

Любое обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественногоразвития. В рамках правового образования мы реализуем потребности, исходящие от личности, общества (родителей, работодателей и проч.), государства.

В новых государственных нормативных и иных документах (инструктивных письмах ведомств) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права и обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении , демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)