Методика проверки основных элементов налогообложения

Совокупность комплексов работ экономического субъекта, которые необходимо проверить при проведении общего аудита, можно разделить на две группы.

Первая включает учредительные и другие общие документы, хозяйственные договоры экономического субъекта, учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения, отчетность экономического субъекта, систему внутреннего контроля; вторая — комплексы по всем разделам и счетам бухгалтерского учета.

На основании методики проведения общего аудита разрабатывается методика проведения аудита налогообложения.

Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения.

Целью методики аудита налогообложения является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала в области аудита налогообложения.

Методика является внутренним документом аудиторской организации, которым должны руководствоваться все сотрудники при проведении аудита.

Задачами методики аудита налогообложения является определение:

  • подходов к проведению проверки на различных этапах аудита;
  • основ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита;
  • ответственности сторон при проведении аудита;
  • порядка проведения конкретных процедур проверки;
  • порядка оформления рабочих документов и результатов аудита.

Аудит налогообложения включает в себя следующие этапы:

  • предварительную оценку существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  • проверку и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

В ходе проведения аудиторской проверки налогообложения аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Методики аудита налогообложения разрабатываются исходя из специфики деятельности аудируемых лиц, а также видов налогов и сборов.

В соответствии со ст. 12 НК в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Для каждого налога и сбора проверяются следующие элементы:

  • налогоплательщики;
  • объект налогообложения;
  • налогооблагаемая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога или сбора;
  • применяемые формы отчетности.

Согласно ст. 13 НК к федеральным налогам и сборам относятся:

  • НДС;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Согласно ст. 14 НК к региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Согласно ст. 15 НК к местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц. В каждой методике определяются:
  • процедуры подготовки и планирования аудиторской проверки;
  • процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу;
  • заключительные процедуры.

При подготовке и планировании аудиторской проверки аудиторская организация должна руководствоваться федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности

«Планирование аудита». Целью проведения данных процедур является организация эффективной и экономически оправданной проверки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)